Жилая среда

План

1) Основные элементы планировочной структуры и их размещение на жилой территории.

2) Требования, предъявляемые к расположению жилой застройки.

3) Сферы микрорайона: 1) семейного быта; 2) ограниченного общения; 3) свободного общения и коллективногобыта.

4) Виды застройки.

Основные элементы планировочной структуры и их размещение на жилой территории. В целях создания наилучших условий жизни населения при планировке и реконструкции селитебной территории необходимо предусматривать рациональное размещение жилой застройки, учреждений культурно-бытового обслуживания, общественных центров, сети улиц, проездов и зеленых насаждений.

В малых и средних городах селитебная территория составляет обычно половину всей территории, причем примерно половину селитьбы занимают жилые комплексы, а остальная используется для участков общественных учреждений городского значения, городских магистралей и озеленительных пространств. В крупных городах соотношение изменяется за счет большего развития транспортной сети, определяющего сокращение доли жилых территорий.

Основной задачей планировки селитебной зоны города является организация ступенчатой системы культурно-бытового обслуживания: повседневного – в микрорайоне, периодического – в жилом районе и эпизодического – в общегородском центре.

Учреждения каждой ступени обслуживания объединяются в центры, вокруг которых формируется жилая застройка. Членение селитебной территории осуществляется системой дорог и улиц. Чтобы обеспечить максимальную безопасность, пешеходные пути, связывающие жилища с учреждениями повседневного пользования, не должны пересекать проездов, регулярно используемых автотранспортом. Тем самым определяется основной структурный элемент селитебной территории населенных мест – микрорайон.

Микрорайон – это комплексно застроенная часть селитебной территории, не пересекаемая магистралями и жилыми улицами, в пределах которой повседневные потребности жителей полностью удовлетворяются учреждениями первой ступени общественного обслуживания, расположенными на расстоянии пешеходной доступности (в пределах 5-7 мин ходьбы – не более 500 м от любого жилища).

Размеры микрорайонов следует устанавливать исходя из численности их населения 6-18 тыс. человек. Несколько микрорайонов объединяются в жилой район с населением 24-36 тыс. человек. В жилом районе предусматривают общественный центр с учреждениями культурно-бытового обслуживания районного значения.

Жилые районы не следует пересекать городскими скоростными дорогами. Кроме магистральных и жилых улиц необходимо в жилых районах и микрорайонах предусматривать обособленные от движения транспорта пешеходные аллеи, ведущие по кратчайшим направлениям к ближайшим местам приложения труда, общественным центрам, культурно-бытовым объектам и остановкам общественного транспорта.

Размещение проездов, площадей автомобильных стоянок, гаражей и других транспортных устройств следует проектировать с учетом минимального пробега автомобилей по территории микрорайонов и наименьших помех для жителей и посетителей соответствующей застройки. Гаражи-стоянки для легковых автомобилей индивидуального пользования следует размещать на въездах в микрорайон, на отдельных участках, удаленных от мест, предназначаемых для прогулок и игр детей, отдыха населения, а также удаленных от жилых зданий, школ и детских садов-яслей.

Выезды из гаражей должны выходить на магистральные улицы районного значения или улицы местного движения, а также местные проезды магистральных улиц общегородского значения, минуя жилые территории, участки школ и детских яслей-садов.

Устройство и размещение въездов в микрорайоны и выездов из них не должно вызывать задержек движения и дополнительных транспортных пересечений на магистральных направлениях.

Многоэтажные здания и сооружения, рассчитанные на большое количество жителей, трудящихся или посетителей, следует располагать с максимальным приближением к остановкам общественного транспорта, но не далее 300-400 м. На удаленных же от остановок территориях целесообразно размещать зеленые насаждения, школы, детские учреждения и зоны тихого отдыха населения.

Хозяйственные площадки для мусоросборников следует отделять полосой зеленых насаждений и располагать не далее 100 м от наиболее удаленного входа в дом и не ближе 20 м от окон жилых и общественных зданий. К площадкам для мусоросборников должны быть предусмотрены проезды для вывоза мусора.

Проезды должны быть также запроектированы ко всем входам в здания. Основные проезды, ведущие к группам многоэтажных жилых домов, строят на две ленты движения общей шириной 5,5 м. Проезды с односторонним кольцевым движением транспорта протяженностью не более 300 м делают на одну ленту движения шириной 3,5 м. Проезды на одну ленту движения должны иметь не менее чем через 100 м разъездные площадки шириной 6 м и длиной 15 м. Длина тупиковых проездов на одну ленту движения должна быть не более 150 м и заканчиваться кольцевыми радиусом по оси дороги не менее 10 м.

Примыкание внутримикрорайонных проездов следует, как правило, осуществлять к жилым улицам. Примыкание жилых улиц и проездов к магистральным улицам районного значения можно допускать на расстояниях не менее 100 м от перекрестка.

Правильная планировка пешеходных дорожек, улиц местного движения и проездов внутри микрорайонов определяется трассировкой их по кратчайшим направлениям, особенно для пешеходов, с наименьшей общей протяженностью, минимальным пробегом автомобилей в пределах микрорайонов, поточным направлением их движения, общей целесообразностью и экономичностью решения.

Кроме того, сеть пешеходных дорожек должна соединять кратчайшими расстояниями наиболее притягательные для населения пункты. Поэтому при их проектировании надо учитывать наиболее целесообразные направления движения пешеходных потоков и рациональную их организацию. Они должны обеспечивать удобные подходы от любого подъезда к остановкам общественного транспорта, учебным, детским, торговым зданиям культурно-бытового обслуживания. В жилых группах дорожки должны быть проложены к спортивным и хозяйственным площадкам, а также к площадкам отдыха

В каждом микрорайоне проектируют учреждения повседневного обслуживания, детские учреждения, школы, гаражи и автостоянки.

Пространственную организацию жилой застройки определяют два противоположных и вместе с тем связанных требования: обособление семей и создание условий для общения между людьми. Каждая семья должна быть изолирована, но все ее члены должны иметь возможность свободного общения вне семейной ячейки. Соответственно в микрорайоне выделяются: сфера семейного быта – жилые ячейки; сфера ограниченного общения, предназначенная для крайних возрастных групп: детей и пожилых – жилая территория, примыкающая к домам, с обособленными площадками; сфера свободного общения и коллективного быта – обслуживающие территории микрорайона с учреждениями системы общественного обслуживания (в том числе центр микрорайона) (Черепанов и др., 1971).

Характер объединения жилых ячеек (многоквартирные дома или группы индивидуальных построек) и их связи с прилегающей территорией определяет тип застройки жилого комплекса и степень изолированности его жилищ. Каждый тип жизненного уклада связан с определенными требованиями к изолированности жилых ячеек. Сельский образ жизни, при котором хозяйственная деятельность семьи распространяется на прилегающую территорию, вводя ее в сферу быта семьи, требует непосредственной связи жилища с приусадебным участком и дорогой. Для городского образа жизни характерно осуществление семейного быта в пределах жилой ячейки, а прямая связь жилища с участком не является обязательной. Это делает возможным и целесообразным объединение многих жилых ячеек в крупные корпуса с общими коммуникациями – вертикальными (лестницы и лифты) или горизонтальными (коридоры, галереи, выводящие к вертикальной коммуникации). Тип такого дома определяется характером его внутренних коммуникаций – секционный, галерейный или коридорный.

Многоквартирные дома в сравнении с жилищами, имеющими прямую связь с участком, позволяют на данной территории расселить значительно больше людей, что повышает эффективность ее использования, упрощает и удешевляет устройство инженерных сетей. От повышения плотности зависят и некоторые социальные преимущества городской жизни – возможность интенсивных социальных контактов и распространение общественных услуг на сферу семейного быта (вплоть до создания домов-комплексов, соединяющих жилье и систему обслуживания).

Размещение и ориентация жилых и общественных зданий должны обеспечивать инсоляцию жилых помещений и территорий – не менее 3 часов непрерывного солнечного облучения на период с 22 марта по 22 сентября в районах южнее 60˚ с.ш. и с 22 апреля по 22 августа – в районах севернее 60˚ с.ш. (эта норма требует проверки соответствующими расчетами зон затенения, образуемых изломами зданий сложной конфигурации).

Застройка микрорайона не обязательно должна формироваться домами одной этажности с жилищами одного типа. Смешанная застройка – сочетание зданий различной этажности с квартирами разных типов, которое позволяет удовлетворить широкий диапазон запросов семей различного состава и в то же время способствует созданию выразительного облика микрорайона.

По этажности жилые дома делят на малоэтажные (1-2 этажа), средней этажности (3-5), многоэтажные (6-10), повышенной этажности (11-16), высотные (более 16 этажей). Самые экономичные дома средней этажности в 5 этажей. С этим связано широкое распространение пятиэтажной застройки. многоэтажные дома с лифтом неэкономичны, если они ниже 9 этажей. Среди повышенной этажности, требующих сложных вертикальных коммуникаций (не менее двух лифтов, незадымляемые лестницы), наиболее экономичны 16-этажные. Таким образом, определяется градация высот – 5, 9, 16 этажей, характерная для смешанной застройки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: