Педагогическое мастерство - уровень совершенного владения педагогической деятельностью.
Основы педагогического мастерства
1. сформированное педагогическое сознание в единстве концепций В-воспитанника, Д-деятельности, Я-концепции - личностной и профессиональной (Р. Берне);
2. готовность к творческой деятельности:
- наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;
- умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;
- способность к самосовершенствованию и самообразованию;
- разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;
- диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;
- эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;
- способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;
- формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;
- способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;
- умение видеть «веер вариантов»;
3. профессионально значимые личностные качества:
- толерантность, стремление к максимальной гибкости, способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников, умение придать личностную окраску преподаванию, установка на успех в формировании Я-концепции воспитанника, владение стилем неформального общения с воспитанниками, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность, оптимизм, способность к педагогической рефлексии, креативность;
4. педагогические способности:
- коммуникативные, прогностические, перцептивные, гностические, дидактические, организаторские, конструктивные, экспрессивные;
5. владение педагогической технологией - системой способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает гарантированное решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника;
6. владение педагогической техникой:
■ умением вступать во взаимодействие, общаться, контролировать свое поведение и реакции;
■ использовать мимику, жесты, пантомимику, речь;
■ пользоваться предметными средствами обучения и воспитания.
Детский коллектив в формировании личности
план
Коллектив и его признаки
Функции и этапы развития детского коллектива
Личность и коллектив