Функции и методы менеджмента в современном экономическом процессе

Функции М-та – это конкретный вид управленческой деят-ти, который осущест-ся спец-ыми приемами и способами, а также соответствующая орг-ция работы и контроль деят-сти, не зависящий от специфики дет-ти орг-ии. ее размеров, целей. Были сформулированы Файолем в ная 20в. В процессе управ-я выполняются 4 основные ф-ции: планирование, орг-ция, мотивация и контроль.

1ф-ция – стратегическое планирование(СП) яв-ся главной, т.к. обеспечивает основу для др. ф-ций. СП – это процесс выбора цели орг-ции и путей их достижения на долгосрочный срок. Оно представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения орг-цией своих целей. Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням орг-ции. СП обычно формируется и разрабатывается высшем руководством. На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели для решения стратегических целей и задач. Если, нап-р, в орг-ции 3 начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать свою деят-сть с другими. Планирование осуществляется и на нижнем уровне орг-ции – оперативное планирование, которое также направляет усилия каждого на достижение общих целей.

2ф-ция – организация – это процесс создания структуры пред-тия, разделения уровней иерархиив орг-ии, выделение зон ответ-ти, кот-я дает возможность людям эфф-но работать вместе для достижения целей орг. Т.к. работу выполняют люди, то данная ф-ция позволяет определить, кто должен выполнять конкретное задание и какие для этого потребуются средства.

3ф-ция – мотивация – это процесс побуждения себя и других к деят-ти для достижения личностных целей и целей орг-ции. Она м.б. внутренней и внешней. Внутренняя определяется содержанием и значимостью работы, если работа интересует ч-ка, позволяет реал-ть его способности и склонности, то это само по себе яв-ся сильнейшим мотивом к добросовестному и продуктивному труду. Внешняя м-ция имеет 2 формы: административная и экономическая. Её еще называют стимулированием. Административная м-ция означает выполнение работы по команде, по приказу, т.е. по принуждению.

4ф-ция – контроль, это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными. Существуют 3 основных вида К-ля: - предварительный, включает реализацию определенных правил, процедур и линии поведения. В орг-ции предвар-ый К-ль ведется за человеческими, материальными и финансовыми ресурсами. В области человеческих ресурсов контроль ведется за деловыми и профессиональными знаниями, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей. Необходимо установить допустимый уровень образования, стаж работы в данной области и т.д. К-ль в области матер-ных ресурсов осуществляется путем выработки стандартов качества и проведение проверок поступающих материалов. К-ль финансовых ресурсов, это прежде всего К-ль за бюджетом. Бюджет устанавливает предельные значения затрат и не позволяет орг-ии исчерпать свои средства раньше срока. Следующий вид К-ля – текущий, проводится в ходе работ. Высшее звено ведет К-ль за подчиненными сотрудниками, руководителями низшего звена, т.е. проводится проверка работы, обсуждаются проблемы, предложения по усовершенствованию работы. Последний вид К-ля – заключительный, целью кот-го яв-ся предотвращение ошибок в будущем. Важной функцией этого К-ля яв-ся его участие в мотивации работника. Не одна функция не может существовать в единственном числе, всё происходит в комплексе. Сущест-ние этих 4-х ф-ций возможно лишь благодаря процессам коммуникации и принятия решений. Коммуникация-процесс обмена инфор-ции, её смысловым значением между двумя или более элементами орган-ции.Коммун-и м.б. как горизонтальными так и вертикальными. Для того чтобы орган-ция работала эффек-но достигала своей цели, рук-ль должен сделать выбор из неск-их альтернатив-х вариантов развития орган-ции. Выбор одной из альтернатив – это принятие решений, оно осущ-ся на каждом из этапов осущест-ния ф-ций менед-та.

Для выполнения данных функций необходимо функционирование процессов коммуникации – осуществление пост. обмена инф-ией между экементами орг-ии. Имеет вертик и гориз. вектор направ-ти; процесс приянтия управ. решенй – в рамках кажд. ф-ии мен-ер должен сделать опред. выбор из неск. алтернативных вариантов действий.

Методы мен-та – специф. приемы, применяемые менеджерами при реализации на практике ф-ий мен-та. Выделяют 4 группы методов:

1. Организационные методы - прим-ся на эапе становления орг-ии. В соответствии с ни все ф-ии мен-та четко формализированы, эффект-ны в ом случае. когда в орг-ии еще не сложился сплоченный коллектив.

2. Админ-ые методы – все ф-ии мен-та вып-ся посредством принуждения подчин-ых, люб. инициатива пресекается. Такие методы оказ-ся эффект-ми в специализ. учреждениях, где треб-ся четкая дисциплина. В коммерч. орг-ях это принесет к текучести кадров и низкой производ-ти труда.

3. Эконом. методы – считают. что все ф-ии мен-та в коммерч. орг-ии подчинены получению прибыли, поэтому эк. фактор рассм-ся основным при осуществлении кажд. ф-ии, такой метод применялся в мен-те с 30х гг 20 в. до 80х гг.

4. Соц-псих. методы – суть: осущ-ие ф-ий мен-та сводится к 2-ум осн. направлениям: формированию благоприят. морально-псих. климата в орг.; выявлению и развитию индив. способностей кажд. сотр-ка. Только упор на чел. фактор позврляет добиваться выс. рез-ов в деят-ти орг-ии.

Подходы в мен-те – представления рук-ля орг-ии о мен-те в целом и механизмах его функционирования. Существуют след подходы в мен-те:

1. Традиц. подход сформир-ся в конце 19 в. вмесе с зарождением школы науч. мен-та. Рассм-ет орг-ию как нечто, состоящее из отд. элем-ов, функционирующих по некот. общим законам. нят-ть мен-ра при таком подходе сводится к воздействию на кажд. элемент орг-ии в отдельности, с целью подчинить его общей цели.

2. Процесс. подход – (30е гг 20в) деят-ть орг-ии и ее элементов рассм-ся как последовательность непрерывных последовательных действий, когда недоработки на одном из этапов приводят к негатив. последствиям на др. этапах произв-го цикла. Деят-ть мен-ра также представляет собой непрерыв. процесс действий.

3. Систем.подход (50е гг20 в) – элементы. образующие орг-ию не просто вытекают друг из друга, но взаимосвязаны м-у собой на принципах системности. Изменения или недоработки в деят-ти одного из эл-ов приводят к изменениям всех остальных эл-ов и орг-ии в целом.

4. Ситуац. подход (80е гг 20в) – одни и те же ф-ии мен-та должны реализовываться по разному в зависимотси от сложившейся ситуации.

Т.О., деят-ть мен-ра основана на выполнении ф-ий менеджмента, реализуемых в зависимости от применяемых подходов и методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: