Содержательные теории мотивации основное внимание уделяют человеческим потребностям, как факторам лежащим в основе мотивов побуждающих человека к деятельности.
Содержательные теории мотивации изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение.
Заслуга содержательных теорий в определении важной роли потребностей, как фактора мотивации. Но в реальной жизни удовлетворение и проявление потребностей редко происходит в соответствии со строгой иерархии и зависит от многих нюансов: пола, возраста, особенностей личности и пр. Это содержательные теории зачастую не учитывают и в этом их недостаток.
Концепция пирамиды потребностей Абрама Маслоу разработана в 1940г. Все человеческие потребности разделил на 5 групп и расположил в виде пирамиды (снизу вверх): первичные потребности это 1)физиологические нужны и 2)безопасность; 3) социальные потребности, такие как симпатия, общение соучастие; вторичные потребности это 4) уважение и самоуважение, 5) самоактуализация. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требует удовлет-я, след-но влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. Поскольку со временем эти потребности меняются, нельзя рассчитывать, что мотивация, сработавшая один раз, будет эффект-но работать все время. Теория Маслоу имеет свои недостатки. Идея ступенчатой иерархической структуры потребностей не получила полного подтверждения, как и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деят-ти чел-ка. В теории Маслоу не удалось учесть индивидуальные особенности людей, а ведь рук-ль должен знать, что предпочитает сотрудник в системе вознаграждений.
|
|