Сущность и содержание процесса мотивации трудовой деятельности. Мотивация и стимулирование в современном менеджменте

МОТИВАЦИЯ – это процесс побуждения себя и др-х к деятельности, для достижения личных целей или целей орг-ции. М – процесс создания условий, оказывающих воздействие на поведение индивида и позволяющих напрвить его в нужную для орган-ции сторону. Такие условия представляют собой мотивы. Мотив - причины поведения человека, вследствие которых он поступит так, а не иначе. Деятельность раб-ка в орган-ции побуждается не одним, а множеством мотивов, эти мотивы направлены между собой в взаимодействие и составляют мотивационную сферу деятельности человека. Стимул – внеш. побудит. причина, заставляющая работника дейсвовать опред. образом.

Мотив-ция м.б. внутренней и внешней. Внутренняя м. – определяется содержанием и значимостью работы, если работа интересует человека, позволяет реализовать его способности и склонности, то это само по себе яв-ся сильнейшим мотивом к добросовестному и продуктивному труду. Внешняя м. выступает в 2х формах: административной и экономической. Иногда эту М. называют стимулированием. Административная М. означает выполнение работы по команде, по приказу, т.е. по прямому принуждению соответствующими санкциями за нарушение установленных норм. Экон-кая М. производиться ч\з эк-кие стимулы: з\пл, доплаты, различные льготы.

М-ция осуществляется различными методами: разъяснением, воспитанием, системами поощрения, наказаний и т.д. В основе мотивац-й сферы человека лежат потребности, порождаемые нехваткой чего-либо. Потребности м.б. осознанные и неосознанные. Только осознанные потреб-ти станов-ся мотивирующими факторами. Т.к. при стремлении удовлет-ть эту потреб-ть чел-к проявляет интерес к тому или иному виду деятельности. Помимо внутр. и внешней можно выделить еще одну типологию мотивов: позитивная М. – связ-на с стремлением человека что-либо получить, приобрести, сохранить; негативный – связан с стремлением избежать чего-либо.

На современном этапе различные теории М. делятся на 2 категории: содержательные и процессуальные. Первоначально разработана содержательная концепция мотивации. Авторы исходили из положений о том, что для того чтобы побуждать людей к эффек-й деят-ти необходимо выяснить их потребности и создать условия в орган-ции для удовлетворения этих потребностей (Маслоу, Макгрегор, Герцберг). Процессуальные концепции мотивации: определяют как человек распределяет свои усилия для достижения целей и какой вид поведения выбирает тот или иной раб-к в ситуации, они не оспаривают существование потребностей, но считают что поведение людей опред-ся не только ими (Врум, Портер-Лоулер).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: