double arrow

Рыночный метод или метод сравнительных продаж


Возможны следующие приемы:

a) На основе цены акции. Используются определенные коэффициенты: отношение стоимости акции к какому-либо показателю деятельности фирмы (например, прибыли, выручке и т.п.). Базовые коэффициенты рассчитываются по отраслям. Если такой коэффициент умножить на соответствующий показатель деятельности фирмы, то в итоге получим примерная стоимость бизнеса.

b) Используются данные по фирме-аналогу, которая уже была объектом купли-продажи. Данные можно получить из сообщений рынка М$А (слияния и поглощения) или с фондового рынка.

Сравнительный подход позволяет понять, сколько инвесторы готовы заплатить за те или иные характеристики бизнеса (доходность, объемы продаж, качество клиентской базы и т.п.) с учетом отраслевой или территориальной принадлежности и т.п. Метод прост, но дает весьма приблизительный результат. В РФ он практически неприменим, так как фондовый рынок дает недостаточно информации и только по сравнительно небольшому кругу компаний. Вне фондового рынка информация фрагментарная и обрывочная. Фирмы-аналоги при ближайшем рассмотрении таковыми не оказываются.




Затратный метод (инвестиционный)

Исходя из вложений в бизнес (сколько вложил в него собственник), то есть используется показатель стоимости активов.

Этот метод требует дополнительного анализа. Например, балансовая стоимость оборудования не отражает его реальной стоимости (проблема точной оценки износа, проблема учета изменения цен и т.д.). Другой пример – дебиторская задолженность может включать так называемые безнадежные долги.

Стандартная формула расчета стоимости бизнеса при затратном методе: собственный капитал = активы – обязательства.

При этом следует учесть, что обычно цена активов и обязательств по балансу не соответствует рыночной. Кроме того, данный метод дает самую нижнюю границу оценки бизнеса, так как не учитывает перспектив развития бизнеса.

В итоге стоимость бизнеса может составить лишь 30-40% его реальной стоимости.

Исключение – если речь идет о фирме, в активах которой есть элемент, стоимость которого существенно превышает текущие доходы (например, земля, месторасположение, марка). Например, наиболее привлекательная характеристика московской фирмы – ее месторасположение. Если такую фирму оценивать методом доходов, то ее стоимость может быть равна «0», но если предоставляются права на землю, на которой фирма расположена, то ее цена значительно возрастает.

Доходный метод (метод калькуляции)

Основан на дисконтировании денежных потоков (сущность и процедуру дисконтирования – см. «Основы экономической теории»). Предполагается, что верхней границей оценки бизнеса является текущая стоимость будущих доходов.



Проблемы, неизбежно возникающие при применении этого метода:

1. Правильное определение коэффициента дисконтирования (норма доходности должна отражать риски, присущие именно данному виду бизнеса). В РФ берутся данные рынка США и корректируются в сторону увеличения (так называемая поправка на страновой риск).

2. Определение чистого денежного потока на инвестированный капитал (так называемый доход владельцев, свободный для изъятия из бизнеса) – то, что остается после выплаты налогов и возврата средств в производство.

В РФ для малых фирм самый существенный фактор риска, влияющий на размер ставки дисконтирования – долгосрочность арендных договоров на занимаемые площади. Самая большая ставка дисконтирования – для торговой точки, использующей площадь, принадлежащую муниципалитету со сроком аренды до года. Долгосрочные эксклюзивные договора с крупным продавцом или покупателем повышают цену, то же – но с коротким сроком действия договора – понижает цену.







Сейчас читают про: