Ценовая политика является составной частью маркетинга, следовательно, детально анализируется в рамках соответствующей дисциплины. В рамках курса «Экономика организации» мы остановимся лишь на некоторых ключевых проблемах.
Процесс ценообразования на уровне фирмы проходит следующие этапы:
1. Определение цели ценовой политики.
2. Определение спроса на товар (объема, динамики и т.п.).
3. Определение и анализ издержек.
4. Анализ цен и ценовой политики конкурентов.
5. Выбор метода ценообразования.
6. Расчет и установление цены и ценового коридора.
Производственная цена формируется, исходя из суммы издержек и ожидаемой прибыли (так называемый метод «Издержки плюс»). В этом случае цена = Средние издержки (себестоимость)+ Нормативная прибыль. По этой цене фирма передает свою продукцию оптовым торговым организациям.
Оптовая цена – цена, по которой оптовики передают товар розничным торговым организациям. Рассчитывается как цена производителя плюс расходы оптовика плюс прибыль оптовика.
Розничная цена – цена реализации конечному потребителю. Рассчитывается как оптовая цена плюс издержки розницы плюс прибыль розницы.