double arrow

Содержание основных групп исследовательских задач, решаемых в курсе возрастной психологии

Подробно остановиться на характеристике основного круга проблем, активно изучающихся возрастными психологами.

1. Проблемы установления норм развития основных психических функций. (Проверить, помнят ли студенты, какие функции по Л.С.Выготскому относятся к основным). Рассказать, как осуществляется психодиагностический эксперимент по установлению возрастной нормы развития какой-либо психической функции.

Главное, показать, что норма развития психических функций для каждого возраста разная, однако внутри «нормы» существует множество вариантов нормативного индивидуального развития, кроме того, есть индивиды с ускоренным, или напротив, с задержкой нормативного развития психической функции. Важно также, что сама «норма» не является неизменной константой филогенетического развития психики человека. Нормативный уровень развития любой психической функции меняется по мере усложнения экономической и социальной и жизни общества. Норма развития психических функций является своеобразным показателем уровня культурологического развития человечества.

2. Проблемы установления эталонов личностного развития человека. (Выясняем, могут ли студенты назвать показатели личности, качества, которые свидетельствуют о наличии таковой.) Знание социальных прав и обязанностей, представления о социально-экономической структуре общества, в котором живет человек, место и роль человека в этой мире (фактическая и желаемая). Эталонное личностное развитие ребенка до подросткового возраста представляет собой отраженные сознанием растущего человека, закрепленные в его поведении, действиях, поступках нормативные требования социального поведения. В подростковом возрасте картина меняется: с одной стороны, усиливается критическое отношение к социальному устройству общества, которое проявляется в актах нигилизма в поведении подростков, с другой – по мере взросления нормативной становится гуманизация личностных установок, ориентация на нравственные ценности в выборе форм поведения.

3. Проблемы прогноза пути развития личности, исходя из особенностей ранних периодов развития (до трех лет). Большой круг вопросов, связанный с изучением особенностей генезиса основных структур психического склада личности, взаимосвязи между значимыми личностными образованиями и определенным характером протекания развития в раннем возрасте. Действительно обнаружена самая прямая зависимость между ряда образований психики в ранние периоды развития и тем, как складываются отношения человека с миром, другими людьми, самим собой в более поздних возрастах. Таким образом, оказывается возможным предсказывать некоторые особенности характера человека, его судьбы. Привести пример: несформированная у младенца привязанность оборачивается повышенной агрессивностью к окружающим людям или к самому себе (в зависимости от особенностей темперамента).

4. Определение зон развития ребенка. Организация социальной ситуации развития в зависимости от их особенностей. В работах Л.С.Выготского впервые были описаны три очень важных понятия: социальная ситуация развития, зона актуального развития, зона ближайшего развития.

Социальная ситуация развития определяет развитие ребенка в тот или иной возрастной период. Она обуславливается двумя факторами: психологическим - готовностью ребенка к определенному восприятию окружающего мира, определенной активности в нем, определенному взаимодействию с окружающими людьми, с другой, социальный – характеризуется тем, как окружающие учитывают особенности психологической готовности ребенка. Если психологический и социальный фактор гармоничны относительно друг друга, развитие психики и личности ребенка идеен наиболее продуктивно. Социальная ситуация развития человека полностью удовлетворяет требованиям возрастного периода. Социальная ситуация развития- это явление не сугубо индивидуальное основные ее требования характеризуют социальную ситуацию развития всех детей, находящихся на данном возрастном этапе.

Социальная ситуация развития – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования /«новообразования»/, возникающие к его концу. (Краткий словарь по педагогической и возрастной психологии. Учебное пособие для студентов.- Сост. Б.М.Петров. – Лиепая,1972. Со ссылкой на Л. С. Выготского.)

Развести понятия: «социальная ситуация развития» и «социальные условия», в которых развивается ребенок.

Зона актуального развития – это тот уровень системного личностного развития индивида, который он имеет на определенный момент жизни (исследования) и та мера возможностей развития, которая присуща субъекту вне зависимости от того, включен он или нет к какую-либо обучающую систему. Зона актуального развития является индивидуально данной, определяется психофизическими свойствами индивида, особенностями его характера, личности в целом.

Зона ближайшего развития – то те потенциальные возможности развития индивида, которые актуализируются только при условии специального обучения. Только при условии обучения ребенка взрослыми. Зона ближайшего развития индивидуальна у каждого ребенка, что усложняет обучение детей имеющих на момент начала обучения общую зону актуального развития. Л.С.Выготский предлагал определять зону ближайшего развития ребенка путем решения задач разных уровней сложности. (Рассказать суть методики определения зоны ближайшего развития.)

Обобщающий итог лекции. Возрастная психология – наука достаточно молодая, возникла в результате повышенного интереса ученых к пониманию логики развития психики ребенка в разные возрастные периоды. По мере обнаружения все новых фактов, закономерностей и механизмов формирования психических образований на разных этапах развития психики ребенка круг вопросов ученых, занимающихся возрастной психологией все время расширялся и на сегодня представляет сложную систему проблем, в которую входят и вопросы определения норм психического и личностного развития, вопросы прогнозирования развития, определения зон актуального и ближайшего развития и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: