Подшипники качения, работающие при самых разнообразных нагрузках и частотах вращения, должны обеспечивать точность и равномерность перемещений подвижных частей машин и приборов, а также обладать высокой долговечностью. Работоспособность подшипников качения в большой степени зависит от точности их изготовления и характера соединения с сопрягаемыми деталями.
Точность подшипников качения (ГОСТ 520–71, СТ СЭВ 774–77) определяется следующими показателями:
- точностью присоединительных поверхностей, т. е. точностью формы и размеров отверстия диаметром d во внутреннем кольце 1, цилиндрической поверхности диаметром D наружного кольца 2 и ширины колец В (рис. 5.2);
- точностью размеров и формы тел качения, а также дорожек качения наружного kн и внутреннего kB колец;
- радиальным биением дорожек качения внутреннего Rt и наружного Ra колец;
- непостоянством ширины колец Up;
- биением базового торца внутреннего кольца относительно его отверстия Si и наружной поверхности наружного кольца относительно базового торца Sa;
|
|
- осевым биением дорожки качения внутреннего Ai и наружного Аа колец относительно базовых торцов;
- шероховатостью посадочных и торцовых поверхностей колец.
В зависимости от перечисленных показателей точности все типы подшипников качения делят на пять классов точности: 0, 6, 5, 4, 2 (в порядке повышенияточности). В машино- и приборостроении при средних нагрузках и скоростях, а также нормальной точности вращения (например, в редукторах общего назначения) в основном применяют подшипники класса точности 0; при повышенных требованиях к точности вращения в тех же случаях применяют подшипники класса точности 6; при высоких частоте вращения и требованиях к точности вращения – подшипники классов точности 4 и 5 для прецизионных приборов и в других, особых случаях – подшипники класса точности 2. Отдельные специальные технические требования к подшипникам, применяемым, в авиационной промышленности, на железнодорожном транспорте, в узлах станков и приборов высокой точности и т. д., установлены ТУ. Класс точности (кроме класса 0) указывают через тире перед условным обозначением подшипника, например 6–205.
Система допусков и посадок, принятая для подшипников качания, обеспечивает взаимозаменяемость подшипников качения по их присоединительным размерим D и d, а также необходимое разнообразие посадок. Эта система, основанная на системе допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений, имеет ряд особенностей.
1. Дня сокращения номенклатуры подшипников качения значения предельных отклонении, установленных на размеры D и d, зависят только от размеров и пласт точности подшипников и не зависят от характера сопряжения подшипников с корпусами и валами.
|
|
2. Требуемый характер соединения колец подшипников с деталями механизмов достигается обработкой сопрягаемых поверхностей валов и отверстий в корпусах по предельным отклонениям, соответствующим намеченным посадкам, т. е. для соединения подшипников качения с деталями механизмов приняты по наружному кольцу – система вала, а по внутреннему – система отверстия.
3. Поля допусков наружного и внутреннего диаметров подшипников качения расположены ниже нулевой линии. Таким образом, поле допуска наружного диаметра подшипника D занимаем такое же положение, как поле допуска основного вала, а поле допуска внутреннего диаметра d по сравнению с полем допуска основного отверстия перевернуто относительно нулевой линии.
4. Поля допусков, по которым обрабатывают посадочные поверхности валов и отверстий в корпусах в сочетании с полями допусков, установленными на диаметры подшипников качения D и d, образуют специальные посадки. Это объясняется следующими причинами.
Посадочные поверхности валов и корпусов обрабатывают no IT3 – IT11, а подшипников качения – приблизительно по IT2–IТ5. Следовательно, в сопряжениях колец с деталями механизмов получают более точные посадки, чем в сопряжениях деталей, обработанных по одинаковым квалитетам ЕСДП СЭВ.
По внутреннему диаметру подшипников благодаря перевернутому положению поля допуска с помощью полей допусков валов из ЕСДП получают специальные посадки.
К точности формы и шероховатости посадочных поверхностей валов и отверстий предъявляют специальные требования. Например, в зависимости от классов точности подшипников овальность и конусность посадочных поверхностей не должны превышать 0,25... 0,5 допуска на размер, а шероховатость – Ra = 0,32... 1,25 мкм.
Обозначения посадок подшипников качения на чертежах. На сборочных чертежах и чертежах деталей рядом с номинальным размером дают условное обозначение поля допуска только поверхности, сопряженной с подшипником. Например, сопряжение подшипника с корпусом на рис. 3.1 должно быть обозначено Ф 42Js7.