double arrow

Точность подшипников качения

Подшипники качения, работающие при самых разно­образных нагрузках и частотах вращения, должны обеспе­чивать точность и равномерность перемещений подвижных частей машин и приборов, а также обладать высокой долго­вечностью. Работоспособность подшипников качения в большой степени зависит от точности их изготовления и характера соединения с сопрягаемыми деталями.

Точность подшипников качения (ГОСТ 520–71, СТ СЭВ 774–77) определяется следующими показателями:

- точностью присоединительных поверхностей, т. е. точ­ностью формы и размеров отверстия диаметром d во вну­треннем кольце 1, цилиндрической поверхности диаметром D наружного кольца 2 и ширины колец В (рис. 5.2);

- точностью размеров и формы тел качения, а также дорожек качения наружного kн и внутреннего kB колец;

- радиальным биением дорожек качения внутреннего Rt и наружного Ra колец;

- непостоянством ширины колец Up;

- биением базового торца внутреннего кольца относи­тельно его отверстия Si и наружной поверхности наруж­ного кольца относительно базового торца Sa;

- осевым биением дорожки качения внутреннего Ai и наружного Аа колец относительно базовых торцов;

- шероховатостью посадочных и торцовых поверхностей колец.

 
 


В зависимости от перечисленных показателей точности все типы подшипников качения делят на пять классов точ­ности: 0, 6, 5, 4, 2 (в порядке повышенияточности). В машино- и приборостроении при средних нагрузках и скоростях, а также нормальной точности вращения (например, в редукторах общего назначения) в основном приме­няют подшипники клас­са точности 0; при по­вышенных требованиях к точности вращения в тех же случаях применяют подшипники класса точности 6; при высоких частоте враще­ния и требованиях к точности вращения – подшипники классов точности 4 и 5 для прецизионных приборов и в других, особых случаях – подшипники класса точности 2. Отдельные специальные технические требования к подшипникам, применяемым, в авиационной промышленности, на железнодорожном транспорте, в узлах станков и приборов высокой точности и т. д., установлены ТУ. Класс точности (кроме класса 0) указывают через тире перед условным обозначением под­шипника, например 6–205.

Система допусков и посадок, принятая для подшипни­ков качания, обеспечивает взаимозаменяемость подшипни­ков качения по их присоединительным размерим D и d, а также необходимое разнообразие посадок. Эта система, основанная на системе допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений, имеет ряд особенностей.

1. Дня сокращения номенклатуры подшипников каче­ния значения предельных отклонении, установленных на размеры D и d, зависят только от размеров и пласт точ­ности подшипников и не зависят от характера сопряжения подшипников с корпусами и валами.

2. Требуемый харак­тер соединения колец подшипников с деталями механизмов достигается обработкой сопрягае­мых поверхностей ва­лов и отверстий в кор­пусах по предельным отклонениям, соответ­ствующим намеченным посадкам, т. е. для соединения подшипников качения с деталями ме­ханизмов приняты по наружному кольцуси­стема вала, а по вну­треннемусистема от­верстия.

3. Поля допусков на­ружного и внутреннего диаметров подшипников качения расположены ниже нулевой линии. Таким образом, поле до­пуска наружного диа­метра подшипника D занимаем такое же положение, как поле допуска основ­ного вала, а поле допуска внутреннего диаметра d по сравнению с полем допуска основного отверстия пере­вернуто относительно нулевой линии.

4. Поля допусков, по которым обрабатывают посадоч­ные поверхности валов и отверстий в корпусах в сочетании с полями допусков, установленными на диаметры подшип­ников качения D и d, образуют специальные посадки. Это объясняется следующими причинами.

Посадочные поверхности валов и корпусов обрабаты­вают no IT3IT11, а подшипников качения – приблизи­тельно по IT2–IТ5. Следовательно, в сопряжениях колец с деталями механизмов получают более точные посадки, чем в сопряжениях деталей, обработанных по одинаковым квалитетам ЕСДП СЭВ.

По внутреннему диаметру подшипников благодаря перевернутому положению поля допуска с помощью полей допусков валов из ЕСДП получают специальные посадки.

К точности формы и шероховатости посадочных поверх­ностей валов и отверстий предъявляют специальные тре­бования. Например, в зависимости от классов точности подшипников овальность и конусность посадочных поверх­ностей не должны превышать 0,25... 0,5 допуска на размер, а шероховатость – Ra = 0,32... 1,25 мкм.

Обозначения посадок подшипников качения на черте­жах. На сборочных чертежах и чертежах деталей рядом с номинальным размером дают условное обозначение поля допуска только поверхности, сопряженной с подшипником. Например, сопряжение подшипника с корпусом на рис. 3.1 должно быть обозначено Ф 42Js7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: