При выборе полей допусков учитывают тип машины, требования к точности вращения, характер нагрузок (постоянные, переменные, ударные) и другие эксплуатационные условия, а также тип, размеры и условия монтажа подшипников.
На характер соединения подшипников с деталями механизмов большое влияние оказывает вид нагружения колец подшипников качения. Вид нагружения зависит от того, какое кольцо вращается относительно результирующей радиальной нагрузки, действующей на подшипник. Различают три вида нагружения колец: местное, циркуляционное и колебательное.
При местном нагружении кольцо воспринимает, радиальную нагрузку Рс, постоянную по направлению, лишь ограниченным участком дорожки качения и передает ее соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности вала или корпуса.
При циркуляционном нагружении кольцо воспринимает радиальную нагрузку Рс последовательно всей окружностью дорожки качения и передает ее всей посадочной поверхности вала или корпуса.
|
|
При колебательном нагружении кольцо воспринимает равнодействующую Рr двух радиальных нагрузок (Pc – постоянная по направлению; Рu – вращается; Рu < Pc) ограниченным участком окружности дорожки качения и передает ее соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности корпуса или вала.
Выбор посадки колец подшипника определяется характером его нагружения (местное, циркуляционное, колебательное), зависящим от того, вращается или не вращается кольцо относительно действующей на него нагрузки.
Местно-нагруженные кольца должны иметь соединение с зазором или незначительный натяг между кольцом и сопрягаемой деталью.
Циркуляционно-нагруженные кольца должны иметь неподвижное соединение с сопрягаемой деталью.
Колебательно-нагруженные кольца должны иметь плотноподвижное соединение.
При местном нагружении кольца посадки подшипников на вал и в корпус выбирают по табл. III-11, а при колебательном нагружении кольца (невращающегося) – по табл. III-12.
При циркуляционном нагружении колец подшипников посадки на вал и в корпус выбирают по величине PR – интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности кольца или по величине минимального допустимого натяга Nmin.
Допускаемые значения PR подсчитанные по средним значениям посадочных натягов, приведены в табл. III-13.
Интенсивность нагрузки определяется по формуле:
PR =R/B•KП•F•FA
где R – расчетная радиальная реакция опоры, Н; В – ширина кольца подшипника, мм; KП – динамический коэффициент посадки табл. (Ш-14);
F – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (табл. Ш-15) (при сплошном вале F=1 );
|
|
FA – коэффициент неравномерности распределения; радиальной нагрузки R между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках (рис. III-15) или между сдвоенными шарикоподшипниками (рис. III-16) при наличии осевой нагрузки А на опору.
Значения FA, зависящие от величины A/R •ctg β, приведены в табл. III-16.