Семьи.
1. Романо-германская правовая семья совокупность правовых систем континентальной Европы; Северной Африки; Южной Америки; Японии-; России (чья правовая система близка к романо-германской правовой семье); некоторых других государств, отличительная особенность которых в том, что основным источником права в данной правовой семье является нормативно-правовой акт, которые составляют единую иерархическую систему нормативных актов.
2. Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право.
В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три основных этапа:
• эпоха Римской империи XII в. н. э. зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н. э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т. д., то есть фактическое отсутствие права;
• XIIIXVII вв. возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;
|
|
• XVIII в. наши дни кодификация права, появление конституций (основных законов) первые США (1787), Польша (1791), Франция (1791) и отраслевых кодексов первые Гражданский кодекс Франции 1804 г. (кодекс Наполеона), Гражданское уложение Германии 1896 г., создание национальных правовых систем.
3. Романо-германская правовая система отличается следующими особенностями:
• нормативно-правовой акт является основным источником права;
• нормативно-правовые акты составляют иерархическую систему;
• "во главе" данной иерархической системы нормативных актов стоит конституция (основной закон) документ высшей юридической силы, принимаемый обычно парламентом или народом на референдуме (либо издаваемый монархом);
• система права делится на две большие части публичное право (регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением власти, и т. д.) и частное право (регулирует вопросы частной жизни граждан);
• публичное и частное права делятся на специализированные отрасли права (например, гражданское, семейное, уголовное, конституционное и др.);
• "во главе" отрасли, как правило, находится комплексный стабильный акт, содержащий основные положения данной отрасли права и применяемый непосредственно, кодекс;
• главными творцами права являются законодатели, а не судьи;
• большое значение имеют подзаконные акты (указы, положения, инструкции и т. д.), а также доктрина (теория) права, вырабатываемая в университетах и научных учреждениях;
• судьи являются не создателями права, а его применителями.
51. Мусульманская правовая сис-ма. Происхождение мусульманской правовой системы. Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), он от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Др. часть юр-ски значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и др нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, и после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники — "праведные" халифы. Опираясь на Коран и сунну они формулировали новые правила поведения, соответствия ющие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. Их роль в формировании мусульманской правовой сис-мы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний. К концу Х в. мусульманское право канонизировалось, и "ворота исканий" для его исследователей и реформаторов закрылись. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и другие источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юр-ой школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственным "квартирам", получило территориальную "прописку". Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рамках того или иного толка, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал. XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему. Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В др странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах соц-ых отношений, в частности в сфере "личного статуса" мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, др. отраслей. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права. Особенности норм мусульманского права. Система мусульманского права отличается от др правовых сис-м своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Под нормой права исламские правоведы понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, "поправить", оно бесспорно и абсолютно, долей, но безусловно исполняться. Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общ-ым отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юр-их уловок, фикций, других приемов противоположного результата.По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой. Источники мусульманского права. Первым по значению источником мусульманского права признается Коран — священная книга мусульман. Лишь незначительная его часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих, большинство же стихов посвящено вопросам религии и исламской нравственности. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманского права системным юр-им документом подобно конституции или кодексу. Однако он был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права. Генетически близок Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права – сунна. Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юр-их предписаний нет широких принципов-обобщений, в силу самой природы сунны в ней представлены прежде всего конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда. Третьим источником мусульманского права является тлджма — общее решение авторитетных исламских правоведов. Четвертый источник мусульманского права — кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии. В исламских странах решение по, аналогии приобретает особые смысл и значение, так как объектом анализа здесь выступает не рациональная воля земного законодателя, а религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый характер.Кийяс не является продолжением, частью первоначальной нормы или казуса, а потому образует отдельный источник права. К числу вторичных источникоа права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (НПА), который сегодний в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в соц-ом регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского, Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь. Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Исламские юристы не относят его к праву и не рассматривают как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными правом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором. Структура мусульманского права. Структура Мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения: Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками - суннитскими и несуннитскими. Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, "обрастает" определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль "право личного статуса", регулирующая семейные, наследственные и некоторые др отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм - сфера государственного и административного права; международное право (сийар). Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).
|
|
|
|
|
|
52. §Теории права.
(Основные концепции правопонимания.)
§ Теории права.
1.Теория естественного права.
В основе данной теории права лежит симбиоз естественного и позитивного права. Наряду с позитивным правом существует высший нормативный порядок, именуемый естественным правом, которое принадлежит человеку с момента рождения и до момента смерти и существует независимо от государства (не требует признания государством) и самостоятельно регулирует человеческие отношения.
Естественное право формируется из природы самого человека, человеческого разума, ведущих нравственных принципов. Позитивное право в свою очередь базируется на естественных законах и обеспечивает реализацию естественного права. К естественным правам, принадлежащими человеку от рождения (а не по воле государства) относят права на жизнь, честь и достоинство, безопасность, собственность и др. Законы только тогда действительны, если они соответствуют естественному праву. (Ж.Маритен, Д.Локко - представители)
2.Юридический позитивизм.
Право — это установление официальной власти, т.е. позитивное (писаное) право создается государством и выражается в законах и иных нормативно-правовых актах и действует в его пределах.
Позитивное право возникает вместе с государством и сведено исключительно к закону. Возникшее государство навязывает с помощью обязательных нормативных актов обществу волю господствующего класса. Совокупность указанных нормативных актов образует позитивное право, обеспеченное принудительной силой государства. Характерный признак права — его принудительность. В связи с чем неправовое впервые становится правом. При таком подходе стирается всякое различие между правом и произволом, а сам закон из правового явления превращается в средство противоправного нормотворчества и инструмент насилия.
Нередко государство позитивно закрепляет уже существующее естественное право. Термины "позитивное право" и "объективное право"- синонимы, означающие систему норм, исходящих от государства. (Г.Шерешеневич, Дж.Остин - представители)
3.Марксисткая теория права (Материалистическая теория права).
Право это выражение и закрепление в законе воли экономически господствующего класса в обществе, т.е. воли государства. Право возникает для нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса, т.е. право возникло в результате деления общества на классы. С помощью права господствующий класс устанавливает себе привилегии, защищает свои интересы. Однако, воля господствующего класса обусловлена экономическим базисом (материальной жизнью господствующего класса), т.е. способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений в конкретное время. Право носит классовый характер и материалистическую обусловленность. (К.Маркс - представитель)
4.Социологическая теория права (Теория социологической юриспруденции).
Право возникло из социальных норм и обычаев. Общество - целостный организм, все части которого между собой взаимосвязаны.
Право как часть общественной жизни неразрывно связано с моралью, этикой, психологией и т.д., и подлежит рассмотрению в тесной взаимосвязи с ними. При этом все теоретические разработки должны быть оценены с точки зрения практики, т.е. изучать следует не только нормы права, а их функциональность в реальной жизни, воздействие на поведение людей и факторы, способствующие и обеспечивающие данное воздействие. Право следует искать в реальной жизни. Термин право не соответствует термину закон, поскольку закон трактуется как писаное право, а право раскрывается как реализация закона, включая правопорядок, юридическую практику, правоприменение. (Р.Паунд, Е. Эрлих - представители)
5.Психологическая теория права.
Причиной возникновения права являются психические человеческие переживания, т.е. правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувство обязанности сделать что-то (императивная норма). При этом, все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права.
Таким образом, право делится на интуитивное и позитивное. Первостепенное значение несет интуитивное право. Интуитивное право (исходящее из личных переживаний) побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям. (Л.Петражицкий - представитель)
6.Нормативисткая теория права (Чистая теория права).
Юриспруденция должна заниматься нормативным содержанием права, а не социальными, нравственными и иными его предпосылками. Чистота юриспруденции предполагает исключение из права идеологических мотивов.
Право - прежде всего совокупность норм, которые расположены ступенями в виде пирамиды, образуя иерархию (соподчиненность). Возглавляет пирамиду Конституция (основная суверенная норма), далее следуют законы, ниже располагаются подзаконные акты. Все то право, что находится в кодифицированных юридических нормах, вне нормы - права не существует. Правом, другими словами, можно назвать государственную волю, которая зафиксирована в общеобязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Право черпает силу в самом себе. (Г.Кельзен - представитель)
7.Историческая теория права.
Право зарождается и развивается подобно языку и нравам постепенно в ходе исторического процесса, вытекает из народного сознания (духа народа) и не декретируется законодателем.
Право формируется из устоявшихся сложившихся правовых обычаев, а официальные законы являются юридической оболочкой этих обычаев. Единого права для всех народов не может быть. Каждому народу характерно свое право. Обычай - основной источник права, в связи с чем законы производны. Необходимость реформирования права отвергалась. (Г.Гугго, Ф.Савиньи, Г.Пухта - представители)
8.Либертарная теория права.
Право объясняется через понятие свободы.
Право – это нормативное выражение принципа формального равенства, который, в свою очередь, включает единство трех компонентов: равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости.
Понимание права как формального равенства включает в себя, наряду со всеобщей равной мерой и свободой, также и справедливость.
Право и государство – необходимые формы свободы. Право – нормативная форма свободы, государство – институциональная форма свободы. (В.С. Нерсесянца - представитель)
53.
Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.
В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.
В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.
Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.
Признаки государства
§ Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
§ Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
§ Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.
Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.
Атрибуты государства
§ Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
§ Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
§ Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.