Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

§ публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

§ определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

§ суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

§ монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;

§ право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

§ обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

§ претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

2. НАЗНАЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Как и сущность, назначение государства обусловлено его происхождением. Государство выделилось из общества, возникло на таком этапе его развития, когда само это общество объективно нуждалось в особом инструменте управления общественными делами. Социальное предназначение государства как раз и заключается в том, что оно есть такой общественный институт, который всецело призван служить обществу. Государство - это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это фактически первая планомерно функционирующая организация, оказывавшая и оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидов, социальных групп и всего общества.

Если обобщенно указать на назначение государства, то можно заключить, что государство выступает регулятивно-управленческим механизмом общества. Государство - это регулирующее учреждение, регулятивный политический институт в обществе данной страны (В.Е. Чиркин). Суть назначения государства может быть выражена формулой: "государство - это хорошо организованная и эффективно работающая "машина власти". Государство призвано действовать, систематически оказывать свое регулирующее воздействие на общество в целях его интеграции и развития.

СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Государство, несомненно, - социальная ценность. В настоящее время преодолены господствовавшие в XIX-XX вв. идеи Гегеля и Иеринга о государстве-господстве, а затем и идеи Дюги, выступавшего против тезиса о государстве-господстве в защиту государства-слуги. С 70-80-х Гг. XX в. эти взгляды органически соединены: для

успешного служения обществу необходимо сильное государство. Это прагматическая точка зрения относительно понимания назначения государства.

Социальная ценность современного государства проявляется в том,'что его отличает социальная направленность деятельности (политики). Это означает, что политика и обусловленная ею деятельность государства не могут не иметь социально ориентированного характера. Государство призвано не только обеспечивать правовое равенство своих сограждан, но утверждать во взаимоотношениях между ними начала социальной справедливости. Современное государство по своей природе должно быть не только правовым, но и социальным.

Ценность государства проявляется в том, что, обеспечивая достижение социального мира и согласия в обществе, стимулируя развитие общественного производства, благо каждого и всех, оно (государство) предстает явлением цивилизации. Ценность государства как политически организованного на началах демократии общества в том и состоит, что при помощи всего комплекса его институтов могут быть сняты (обузданы) отрицательные стороны власти, упрочены народовластие, экономическая свобода, свобода личности, могут эффективно действовать экономические и духовные факторы, а общество получает возможность нормально развиваться.

Публичный.(общий) интерес возникает вместе с государством, государство, как отмечалось, - следствие такого обособления интересов, из которых вытекает необходимость появления общего интереса. Государство - единственная организация, которая в состоянии беспристрастно обслуживать этот общий интерес.

Благодаря государству общество становится цивилизованнее, совершеннее. И хотя государство в силу исторических причин "навязано" обществу; последнее не может в силу тех же исторических обстоятельств "отказаться" от государства. Человечество не придумало более совершенной формы организации жизнедеятельности общества. Задача заключается не в том, чтобы отвергнуть государство, перейдя к безгосударственному строю, как предлагают анархо-синдикалисты. Общесоциальная задача любого общества заключается в том, чтобы превратить государство из орудия, машины подавления в инструмент, работающий исключительно в интересах общества.

54. Политические системы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от характера политического режима (способа осуществления политической власти) они делятся на тоталитарные, авторитарные и демократические.

В авторитарных (автократических) политических системах власть принадлежит политическому классу во главе с лидером;

она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует.

В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом.

В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, справедливым, действенным правом.

Политические системы можно разделить на традиционные и модернизированные, в зависимости от характера гражданского общества, дифференцированности политических ролей, способа обоснования власти. Традиционная политическая система характеризуется политически неактивными гражданами, слабой дифференцированностью политических ролей, сакральным или харизматическим обоснованием власти. В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный законный способ обоснования власти.

Стабильность политической системы зависит от способности государственной власти принимать решения и обеспечивать их соблюдение без применения силы. Последнее возможно при легитимности власти и ее решений. Эффективность политической системы означает удовлетворенность населения выполнением ее функций. Возникающие политические кризисы — результат неэффективности государственной власти, ее неспособности выразить интересы каких-то сообществ, согласовать их между собой, претворить такую согласованность в жизнь. Этому способствует также рассогласование между правильно выбранными интересами и их политической реализацией. Такое положение характерно для развивающихся обществ — с меняющейся стратификацией — как и в современной России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: