Философия итальянского гуманизма

Философия итальянского гуманизма – философия эпохи Ренессанса (ренессанс означает «возрождение»). Ренессансный гуманизм возник в Италии (во Флоренции) в 14 веке и впоследствии охватил всю Европу. Среди отличительных черт философии Ренессанса:

- возобновление интереса к классической цивилизации и образованию; изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры, поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический;

- частичное возвращение авторитета Платона над Аристотелем, доминировавшим в средневековой философии. Платон в философии Ренессанса становится символом Прогресса. В представлении платоников Ренессанса Платон был «философом», «мудрецом», его философия считается синтезом всей философии прошлого, а также теологии - греческой науки, включающей орфизм, пифагореизм и восточные доктрины. Гуманисты итальянского Ренессанса верили, что свободные искусства должны практиковаться всеми, независимо от социального положения. Они также поощряли самостоятельность, ценность и достоинство человеческой индивидуальности и полагали, что жизнь предопределена природой, однако человек волен выбрать свой путь. Гуманизм - стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия.

Франческо Петрарка (1304-1374) считается «первым гуманистом», его называют «отцом гуманизма». Петрарка вместе с Данте и Боккаччо является основателем итальянской литературы. Петрарка полностью отвергает «вечность» в понимании схоластов. Он отвергал культ авторитета, однако при этом не отвергал Аристотеля. Христианство он принимает. К выдающимся гуманистам XV в. принадлежит и Лоренцо Валла. Большую огласку получило и его раскрытие неподлинности так называемого Дара Константина - документа, который был известен как юридическая основа светской власти папства. Валла опровергает его подлинность, приводя как исторические, юридические, так и филологические аргументы. Он подчеркивает естественность человека, полагает, что добродетельным является все, что относится к жизненно важному инстинкту самосохранения, поэтому никакое наслаждение не является безнравственным. Этика Валлы является индивидуалистической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: