Система цен – это единая, упорядоченная совокупности различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения участников рынка. В наиболее общем видесистема цен может быть представлена пятью взаимосвязаннымиэлементами.
1. Национальные (внутренние) цены – обслуживают национальную экономику, формируются с учетом особенностей отраслей и внутренней конъюнктуры рынка конкретной страны (региона).
2. Внешнеторговые цены – отображают оборот импортируемой и экспортируемой продукции.
3. Мировые цены – обслуживают международный рынок в целом и наиболее полно отображают конъюнктуру товаров и услуг в масштабе мирового рыночного пространства.
4. Цены международных региональных рынков – представляют собой форму реализации мировых цен и обслуживают международные региональные (базовые или специализированные) рынки.
5. Цены в международном совместном бизнесе – обслуживают товарооборот в пределах деятельности предприятий с участием иностранных инвестиций и/или в рамках международных совместных соглашений.
|
|
В системе цен и в пределах каждого из ее элементов выделяют различные виды цен, которые классифицируются по ряду признаков.
1. По сфере обслуживания национальной экономики принята следующая дифференциация цен:
а) цены оптовые;
б) цены розничные;
в) цены закупочные;
г) цены на продукцию строительства;
д) тарифы.
2. По сфере обслуживания межнациональных экономических отношений различают:
а) цены экспортные;
б) цены импортные.
3. По степени жесткости регулирования цен государством выделяют:
а) свободные цены;
б) регулируемые цены;
в) фиксированные цены.
4. По стадиям ценообразования все цены дифференцируются на:
а) цена изготовителя;
б) цена отпускная;
в) цена закупки;
г) цена розничная.
5. По методу фиксации цены, организации сбыта продукции и
характеру ценовой информации различают:
а) цены прямых контрактов;
б) трансфертные цены (внутрифирменные);
в) биржевые цены (биржевые котировки);
г) цены аукционов;
д) цены торгов;
е) справочные (прейскурантные) цены.