Методы ценообразования

В современной практике ценообразования существуют два методологических подхода к установлению базовой цены на товар предприятия:

1) расчетный метод, основанный на учете затрат предприятия на производство продукции;

2) нормативно-параметрический метод расчёта цены (как правило, аналогичного) товара.

Первый подход объединяет методы, суть которых состоит в том, что цена базируется прежде всего на учете внутренних условий деятельности предприятия, без привязки к существующим требованиям рыночной экономики.

Второй подход основан на анализе параметров и цен товаров конкурентов.

Рассмотрим методические особенности каждого из подходов.

Суть расчетных методов ценообразования состоит в том, что они базируются прежде всего на учете деятельности конкретного предприятия без отображения реалий динамики рынка. Вероятно по этому второе название этой группы методов – затратные методы ценообразования. В эту группу включаются следующие типовые методы:

• ценовой метод полных издержек;

• ценовой метод стандартных (нормативных) издержек;

• ценовой метод прямых издержек;

• ценовой метод стандартных (нормативных) прямых издержек.

В основе первого метода лежит теория стоимости, которая в общем виде предполагает, что все затраты предприятия по производству товара должны окупиться ценой его реализации. Отсюда цена товара есть полная совокупность затрат предприятия по производству и реализации товара плюс целевая прибыль.

К достоинствам данного метода следует отнести:

• основой определения цены товара являются реальные затраты производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая для осуществления нормальной предпринимательской деятельности прибыль;

• существует объективная возможность установления минимального предела цены (себестоимость);

• определенная простота и логичность расчетов (основа – это информация внутрифирменного бухгалтерского учета);

• доступность, оперативность и достоверность исходной информации.

К недостаткам данного метода относятся:

♦ учет исключительно индивидуальных издержек данного предприятия, которые не отображают общественно необходимые затраты на производство данного вида продукции;

♦ рассчитанная по данной методике цена ни коим образом не отображает рыночный спрос.

Суть второго метода – ценового метода стандартных (нормативных) издержек состоит в том, что по каждому элементу затрат предприятия устанавливаются некие нормы (стандарты). Затем по факту деятельности предприятия за определенный период отслеживаются отклонения от установленного норматива.

К достоинствам данного метода следует отнести:

• более обоснованное ценообразование (с учетом зависимых и независимых от предприятия факторов);

• нормативные затраты можно отрегулировать, приближаясь к общественно необходимым;

• существует возможность целенаправленного управления отдельными элементами затрат.

Основным недостатком данного метода (так же как и предыдущего) является то, что в нем не отображается рыночный спрос.

При ценовом методе прямых издержек цена формируется на основе прямых (технологических) издержек, а также с учетом ожидаемых цен продажи, устанавливаемых в процессе анализа конъюнктуры рынка.

Особенность метода состоит в том, что все косвенные затраты (как правило, связанные с управлением предприятием) относятся на финансовый результат. В связи с этим, если расчетный финансовый результат (валовая прибыль) не покрывает косвенные издержки, то либо разрабатываются мероприятия по их сокращению, либо изменяется цена, принятая в начале расчета.

К достоинствам метода можно отнести:

• начальная цена товара ориентирована конъюнктуру рынка;

• имеется возможность выявить объективно выгодные виды продукции;

• методика предусматривает целенаправленное управление косвенными затратами предприятия.

Недостатком является то, что прямые издержки индивидуальны для каждого предприятия, так как зависят от применяемой технологии и методов организации производства.

Ценовой метод стандартных (нормативных) прямых издержек представляет собой синтез второго и третьего методов.

Второй подход к ценообразованию (нормативно-параметрический) объединяет группу методов, которые используют при формировании цены информацию по аналогичной продукции. Такая продукция имеет общие основные потребительские характеристики, выраженные в количественной форме. Отсюда цена нового продукта может быть рассчитана путем корректировки цены базового (аналогичного) товара по измененным параметрам.

Если цена рассчитывается только с учетом изменения самих параметров, то метод расчета называют параметрическим. Если же новая цена рассчитывается с помощью показателя нормативных затрат на единице изменяемого параметра, то метод называется нормативно-параметрическим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: