Закладки 3 страница

Основными элементами социальной структуры общества выступают: классы, слои, группы, профессионально-отраслевые, социально-демографические, социально-территориальные, социально-этнические, семейно-бытовые, образовательные, религиозные и другие срезы социальной структуры общества. Есть и несистемные элементы общества: маргиналы, асоциальные слои и т.д. Иными словами, социальная структура предполагает определенную группировку людей, их интеграцию и дифференциацию, что ведет к появлению категорий "социальная организация", "социальная общность", "социальный институт", "социальная группа" и пр.

Характерной особенностью социальной общности (город, деревня, трудовой коллектив, семья и т.д.) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе. Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют следующие признаки:
* условия их жизнедеятельности (экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности и т.д.), общие для данной группы взаимодействующих индивидов (нации, классы, социально-профессиональные группы, трудовые коллективы и т.п.);
* принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям (город, деревня, регион);
* принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука, политика, религия, и т.д.).
Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов - индивидов. В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости. В социальных исследованиях выделяются различные типы связей: связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связи и т.д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей, т. е. связей устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам, как в методологии, так и в результатах исследования.
Функционирование социальных отношений, институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей, управляющую потребностями, интересами и целями людей. Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему. Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей, так и ее функции. Внешняя структура общности может быть определена, например, ее объективными данными: сведениями о демографической структуре общности, профессиональной структуре, об образовательной характеристике ее членов и т.п.


Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей. Социальная общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам, определяющим отношения внутри этой общности, а также социально-психологическим механизмам, направляющим поведение ее членов.
Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.). Скажем, семья осуществляет социализацию молодежи. В процессе освоения нормативов общественной жизни у индивида формируется чувство безопасности, удовлетворяется эмоциональная потребность в совместных переживаниях, предотвращается психологическую неуравновешенность, преодолевается состояние изолированности и т.п.
Территориальная общность, ее состояние также влияют на характер поведения ее членов, в особенности в сфере неформальных контактов. Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали.
Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. С внешней стороны, процессы типа миграции, развитие городов, промышленности и т. д. ведут к распаду больших семей, складывавшихся ранее из двух или трех поколений, в производственных группах - к текучести кадров и т.д., в территориальных общностях - к росту числа мигрантов в составе коренного населения, к нарушению естественной половозрастной структуры. Дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей, нарастания противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры общности. Все это в свою очередь ведет к росту отклонений в поведении ее членов.


К числу социальных причин, дезорганизующих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения, либо в таких, для которых характерна неопределенность социальных ролей (требований, предъявляемых к индивиду), отсутствие социального контроля, неясность критериев оценок поведения. Как правило, такого рода явления связаны с ослаблением социально-психологического эффекта общности, служащего средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания.
В этих условиях так называемые нормальные социальные общности оказываются не в состоянии обеспечить выполнение ряда их существенных функций, т.е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой нормативов поведения, стимулировать чувство солидарности и принадлежности к ней, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т. д.
Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. Наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности. В некоторых случаях, например, неэффективность влияния на подростка ближайшей социальной общности - семьи, недостаточность его социализации (в смысле включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок, где бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи, школьного или производственного коллектива, звеньев политической системы общества. Еще один момент, на который следует обратить внимание, также связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация, возникновение больших городов и т.д. Хотя она исторически прогрессивна, но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений, связанных с перемещением людей, миграцией населения.


.В социологии понятия "социальная структура" и "социальная система" тесно связаны между собой. Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Понятие "социальная структура" есть часть понятия социальной системы, и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи. Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой - социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.
Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные социально - демографические группы, социально- территориальные общности (город, село регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.
Важнейшим элементом социальной структуры общества являются социальные группы. В социологии группа это два или более индивидов, которые связаны между собой в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия. В отличие от группы агрегат – просто набор анонимных лиц, находящихся в одном месте и в одно и тоже время (например, толпа). Людей в их взаимодействиях связывают 2 типа связей: экспрессивные и инструментальные. Экспрессивные – это социальные связи, образующиеся при непосредственном эмоциональном участии человека в проблемах других, когда он добровольно берет на себя обязательства по отношению к этим другим людям. Инструментальные – это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения общей цели, решения общей задачи, и которые не предполагают эмоционального участия в жизни друг друга. Соответственно этим типам социальных связей выделяют первичные и вторичные группы. экспрессивные связи лежат в основе первичной группы (семья, друзья, ближайшие родственники). Именно первичные группы играют основную роль в процессе социализации индивида. Внутри этих групп удовлетворяется большая часть личных потребностей человека. Первичные группы выступают мощным инструментом социального контроля.


Вторичные группы основаны на инструментальных связях и объединяют 2 и более индивидов, участвующих в безличных отношениях по поводу решения определенных совместных задач.
Реальные группы выделяют по объективным социально значимым признакам: пол, возраст, доход, национальность, степень родства, профессия и т.д. Номинальные группы выделяют для статистического учета населения и называют социальными категориями (пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Тайд» и т.п.
По численности выделяют малые и большие социальные группы. Малая группа из 5-7 человек считается оптимальной. Исходными формами малой группы являются диада и триада. Выявлена следующая закономерность социальной группы: число возможных комбинаций взаимодействия и ролей возрастает намного быстрее, чем расширяются размеры группы. Так, в диаде существует лишь одна линия взаимодействия, в триаде – уже 4, а в группе из шести человек – 15 линий взаимодействия.
Формальные и неформальные группы. Всякое организованное общество построено в виде формальных (вторичных) социальных групп, т. с. производственных, служебных, спортивных, общественных групп и объединений, имеющих зафиксированную (осязаемую) внешнюю структуру (цех, звено, предприятие, мастерская, военное подразделение, спортивная команда, школьный класс и т. д.). Здесь основой объединения людей в группы служат определенные (экономические, производственные, деловые, политические и т. д.) условия и потребности, организационные и иные управленческие критерии либо другие требования и правила. Формальная социальная группа характеризуется некоторыми основными признаками. К их числу относится прежде всего наличие в такой группе той или иной формы разделения труда, в соответствии с которой происходит специализация функций в рамках общегрупповой активности. Ответственность разделяется и делегируется соответственно с характером разделения труда конкретным членам группы или отдельным подразделениям. Право принимать обязательные для членов группы решения распределяется по иерархически соподчиненным уровням групповой структуры. Устанавливается обязательный порядок передачи сообщений, команд по установленным каналам (высший уровень связан со средним, средний с низшим и в обратном порядке).


Разделение труда в формальной группе предполагает вместе с тем необходимость обеспечения координации деятельности всех ее звеньев; создание контрольного механизма, ревизующего деятельность подразделений, решающего возникающие конфликты, вырабатывающего рекомендации по изменению или уточнению направления и форм деятельности группы. Успех в деятельности формальных групп зависит от степени конкретности, ясности в формулировке ее целей и от рационального выбора наиболее целесообразных средств. Поскольку структура социальной группы складывается из системы социальных ролей, предписанных к исполнению членам группы, то выполнение требований социальной роли требует дисциплины ее членов.
В рамках таких формальных групп (либо независимо от них) люди объединяются в неформальные (первичные) фуппы, где единственным (во всяком случае ведущим) принципом объединения служат прежде всего взаимные склонности, положительные отношения друг к другу (знакомые, друзья, приятели, близкие люди и т. д.). Формальные и неформальные группы могут полностью совпадать одна с другой (ученики одного класса, они же друзья вне школы). Вместе с тем формальные и неформальные группы с позиций социальной психологии во многом могут и различаться между собой. Так, в рамках одной и той же формальной, вторичной социальной группы возможно существование нескольких различных первичных неформальных групп.
Главное же, однако, заключается в различиях процесса приобщения людей к формальным и неформальным группам. Здесь важно подчеркнуть самопроизвольность неформальных групп. Сплачивающие их силы носят не только рациональный, осознанный («выгодно» или «не выгодно»), но прежде всего эмоциональный характер («нравится», «не нравится»).
Референтные группы. Поведение человека и система разделяемых им моральных ценностей могут быть направлены на достижение соответствия своего поведения нормам, разделяемым группой, к которой индивид фактически не принадлежит, но куда он стремится быть включенным. Группы, чьи нормы и стандарты поведения разделяются лицом, не обязательно принадлежащим к самой этой группе, именуются референтными группами.


Такие лица избирают нормы, принятые в подобных группах, как образец для оценки своих собственных действий. Такие группы могут существовать и в реальности, но могут быть и «сконструированы» в сознании лица. Тем не менее, если приверженность индивида к ценностям, нормам и стандартам подобной референтной группы достаточно интенсивна, то именно так, путем согласования своих действий с нормами референтной группы, и строится поведение такого лица.
Концепция референтной группы позволяет объяснить те случаи, когда поведение лица расходится с нормами той социальной группы, фактическим членом которой данный человек является. Эта же концепция позволяет объяснить переход лица из одной социальной фуппы в другую, а также процесс постепенной эволюции и замены норм и правил поведения членов данной социальной группы. Определить референтную группу индивида — значит установить существенную социальную характеристику его личности.
Избрание в качестве референтных групп с более высоким статусом, обещающим социальное продвижение индивида, ведет к соотнесению таким индивидом своего поведения с нормами, принятыми в таких группах, стимулирует усилия для достижения членства в таких группах. В таких ситуациях референтная группа обеспечивает функцию социального развития, обеспечивает социальную мобильность.
Концепция референтной группы имеет также значение для объяснения отклоняющегося поведения:
1) возможны случаи, когда участник обычных, нормальных социальных групп избирает в качестве своей референтной группы группу правонарушителей (романтика уголовного мира) и, следовательно, стремится воплотить в своем поведении оценки и стандарты противоправного повеления;
2) в современных условиях смены социально-политической структуры общества стремление к завладению новыми символами успеха, избрание в качестве референтных норм и стандартов групп, достигших экономического процветания при отсутствии возможности достичь этого законным путем, часто ведет к вспышкам агрессивного поведения правонарушителей, включению их в структуры завладения такими символами вне, помимо или против закона.

   
 
   

Овлен

Вопрос № 1: Пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние субъекта обозначается в социологии понятием... Диапазон баллов: от 0 до 1
  маргинальность
  социальность
  индеферентность
  мобильность

и

Вопрос № 2: Контроль отдельных членов социальной общности за поведением друг друга отсутствует … Диапазон баллов: от 0 до 1
  Малой группе
  Семье
  Первичной группе
  Агрегации

е

Вопрос № 3: Референтная группа – это Диапазон баллов: от 0 до 1
  Группа, взаимодействие в которой носит непосредственный, межличностный характер;
  Множество индивидов, ограниченных формальными критериями членства в данной группе;
  Действительная или воображаемая группа, с которой индивиды идентифицируют себя и сопоставляют, как с эталоном, свое поведение и социальные позиции;
  Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением определенной цели и носит формально-деловой характер
Вопрос № 4: Социальные группы, в которых господствующими являются инструментальные связи, называются... Диапазон баллов: от 0 до 1
  вторичными
  Первичными
  Малыми
  большими
Вопрос № 5: Массовое сознание характеризуется 2 важнейшими чертами: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  Рациональность
  Эмоциональность
  Логичность
  Деперсонализированность
Вопрос № 6: Группы, образованные на основе более или менее постоянных и тесных контактов между людьми называются Диапазон баллов: от 0 до 1
  малыми
  большими
  формальными
  референтными
Вопрос № 7: Два признака, характеризующие толпу как тип массовой общности: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  Исчезновение индивидуальных различий
  Паралич рационального мышления
  Индивиды физически рассредоточены
  Индивиды духовно связаны друг с другом
Вопрос № 8: К неорганизованным и наиболее деструктивным формам массового поведения относятся следующие два типа: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  Суд Линча
  Демонстрации
  Забастовки
  Погром
Вопрос № 9: Самая многочисленная форма объединения людей на основе сходства мнений и интересов, которая расширяется по мере развития средств массовой информации называется Диапазон баллов: от 0 до 1
  толпа
  аудитория
  публика
Вопрос № 10: Первичные социальные группы выполняют 3 основные задачи: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  Участвуют в процессе социализации индивида
  Участвуют в решении производственных задач
  Удовлетворяют большую часть личных потребностей индивида
  Осуществляют первичный социальный контроль
Вопрос № 11: Демографические группы выделяются по признакам: Диапазон баллов: от 0 до 1
  профессиональной принадлежности
  классовой принадлежности
  этнической принадлежности
  пола и возраста
Вопрос № 12: Отношения в первичных группах отличаются… Диапазон баллов: от 0 до 1
  Выражением доминирования
  Формальным контролем
  Конфликтностью
  Длительной и тесной пространственной близостью
Вопрос № 13: Структуру малой группы изучают методом… Диапазон баллов: от 0 до 1
  Контент-анализа
  Социометрии
  Наблюдения
  Эксперимента
Вопрос № 14: На групповом уровне социальные стереотипы выполняют следующие 2 функции: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  Создание и поддержание положительного «Я-образа»
  Создание и поддержание положительного «Мы-образа»
  Селекция социальной информации
  Формирование и поддержание групповой идеологии
Вопрос № 15: Любое кратковременное скопление людей, которые физически соприкасаются друг с другом и, по мнению Г. Лебона, характеризуется анонимностью, психическим заражением, внушением и подражанием. называется... Диапазон баллов: от 0 до 1
  Толпа
  Публика
  Народные массы
  Народ
Вопрос № 16: Г.Зиммель полагал, что простейшая социальная группа – это… Диапазон баллов: от 0 до 1
  Триада
  Коллектив
  Семья
  Диада
Подождите, идёт загрузка курса  
Теоретический раздел → Курс лекций → Тема 9. Социальное неравенство, стратификация и мобильность. → Тема 9. Лекция  
           

Тема 9. Лекция

Любое общество всегда структурировано по многим основаниям - национальным, социально- классовым, демографическим, расселенческим и т.п. Структурирование, то есть принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным, социально-демографическим группам может порождать социальное неравенство. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут стать основой для формирования неравных отношений. Сильный - слабый, красивый - некрасивый. Но главное в обществе - те различия, те объективные факторы, которые порождают социальное неравенство людей. Социальными называют те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.
Социальные различия между людьми определяют социальную структуру. В ней проявляется в первую очередь экономическая структура общества. Основные элементы этой структуры - классы, социальные и профессиональные группы, страты.

Социально-классовая структура общества.
Самое крупное социально - стратификационное образование общества - класс. Не следует забывать тезис К. Маркса о фундаментальном значении общественных классов в истории человеческого общества.
Слово “класс” пришло из древнего Рима, где его использовали для деления населения на отдельные группы в целях налогообложения. На верхней ступени были ассидии - богатейшие римляне, на низшей - пролетарии.
Платон в древней Греции видел два класса - богатые и бедные. Аристотель делил общество на жадный высший класс, низший - класс рабов и достопочтенный средний класс, которому можно доверить заботу о всеобщем благе, поскольку он умеренно обладал добродетелями и пороками.
Научная концепция класса появилась в ХIХ в., автором которой является К. Маркс. Всю историю общества он видел в конфликте классов. Источником классовых конфликтов Марк считал экономические причины, важнейшей из которых является частная собственность на средства производства. Отсюда идея бесклассового общества, общества полной социальной интеграции, социального равенства, основанного на общественной собственности.. К. Маркс разделял современное ему общество на два основных класса, в первую очередь, по отношению к частной собственности. Следуя его логике, можно считать, что социалистическая система обеспечивает полное социальное равенство, ибо собственность превратилась в общенародную или государственную, к которой все члены общества, все социальные группы вроде бы должны иметь равное отношение. Однако именно на базе общенародной собственности пышно расцвели номенклатура, привилегии, появилась теневая экономика. Почему же закончился неудачей социалистический эксперимент?
Во-первых, в любом обществе, кроме владения собственностью, кто-то должен осуществлять оперативный хозяйственный контроль за ней. Возможность распределения материальных и денежных ресурсов часто оказывается более важна и выгодна, чем прямое владение собственностью. В этом варианте у распорядителя преимущество безответственности, ведь он имеет дело с чужой собственностью. Таким образом, при неграмотном управлении у громадной армии чиновников - риск небольшой, а социальные преимущества очевидны.
Во-вторых, общество всегда имеет определенную государственную, политическую организацию, а, значит, появляются лидеры, государственные менеджеры, чиновники, которые объективно должны иметь больше прав, иначе они просто не смогут выполнять функции государственного управления. Практически в любом обществе такие социальные группы занимают определенный статус, который объективно порождает социальное неравенство.


Письменная история человечества пока не знает ни одного общества без социального неравенства. Социальное неравенство многолико, проявляется в самых различных формах и на разных ступенях социальной организации. Опросы показывают: люди достаточно хорошо представляют свое место в социальной иерархии, остро ощущают и болезненно реагируют на социальное неравенство, что нередко выражается в социальных конфликтах.
В-третьих, есть основания полагать, что в природе человека заложено генетически стремление к доминированию над другими людьми. Это стремление в разной степени выражено у отдельных лиц. Человек или социальная группа, получив власть, всегда стараются открыто или замаскированно ее использовать. Эти процессы можно регулировать (представительная демократия, разделение властей, ротация государственных чиновников), но устранить полностью нельзя.
Фундаментальной теоретической основой социального неравенства, стратификации является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней более и менее ценные виды деятельности. Люди неравны по своим способностям, воспитанию и образованию. Вот объективная основа стратификации.
Самая крупная единица в социальном структурировании общества – класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. В. Ленин дал лучшую дефиницию классов, показав, что классы - это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Довольно длительное время отечественные социологи, исходя из марксовой схемы, видели в социальной структуре нашего общества два дружественных класса: рабочий класс и колхозное крестьянство, добавляя социальную группу интеллигенции. Но это слишком плоская фотография, и она не дает ответа на многие вопросы. Например, куда по этой классификации следовало относить партийную и хозяйственную номенклатуру, которая также по ленинскому определению обладала всеми необходимыми классообразующими признаками. Скорее всего, она являлась не просто самостоятельным классом, а в силу ее возможностей в распоряжении собственностью, доле общественного богатства, роли в организации труда - главным, основным классом общества. Тогда становится понятным определение "августовская революция 1991 года" - устранение от власти класса номенклатуры. Или в западной социологии, подчеркивая роль современных менеджеров в экономической и государственной жизни, пишут о революции управляющих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: