Сущность и значение коммерческой информации

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

В 90-е годы коммерческая тайна предприятия определялась, как не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам[1]. Но, к сожалению, данная норма действовала всего несколько месяцев, и вскоре была отменена Постановлением ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1. Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.

До принятия закона в России граждане и фирмы были вынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли ответственность за разглашение информации или передачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы при проведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли "случайно" передать нужную информацию ее конкурентам и при этом остаться невиновными с точки зрения закона.

Одни эксперты исчисляют финансовые потери российских предпринимателей от несоблюдения коммерческой тайны в миллионах долларах, другие – в миллиардах. То, что ущерб значителен, признают все. Принятый закон, по мнению его авторов, должен ограничить нелегальный отток служебной информации коммерческого характера.

Во-первых, федеральный закон вводит само понятие коммерческой тайны. Ею признается практически любая информация, представляющая действительную или потенциальную коммерческую ценность (научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая и т.п.). Главное – определить в письменной форме, какая именно информация будет «засекречена»[2].

В тексте закона оговаривается, что коммерческую тайну не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, качестве пищевых продуктов и других факторах, связанных с обеспечением безопасности населения. Кроме того, не может засекречиваться информация о численности и составе работников организаций, о системе оплаты труда и задолженности работодателей по выплате зарплаты.

Во-вторых, устанавливаются сроки неразглашения коммерческой тайны и меры ответственности за несоблюдение этого требования и причинение материального ущерба. Теперь работник обязан хранить «секреты фирмы» минимум три года с момента прекращения действия трудового договора (если работодателем не установлен конкретный срок), а в случае невыполнения этого требования он может не просто выплатить штраф, но и лишиться свободы на срок до десяти лет.

Наиболее важным нововведением в законе является то, что теперь пострадавшая от разглашения коммерческой тайны компания сможет через арбитражный суд потребовать возмещения всего доказанного ущерба у того, кто воспользовался тайной, или у представителей власти, виновных в утечке секретов.

Перед властями, по закону, у предпринимателей коммерческих тайн быть не должно. Более того, за непредоставление органам государственной власти (суду, прокуратуре и т.п.) и местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну, по специальному требованию могут также привлечь к ответственности.

В связи с этим многие эксперты обеспокоены тем, что закон о коммерческой тайне легализует вторжение власти в дела бизнеса. Поэтому эксперт Фонда развития парламентаризма Елена Ситникова считает, что «если коммерческую тайну хочет узнать орган местного самоуправления, нужно внимательнейшим образом изучить цели такого шага. И если цели подозрительны – доводить дело до суда». Пусть чиновник доказывает правомерность своих требований.

При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.

Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.

Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах[3].

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям:

1. их открытое использование связано с ущербом для предприятия

2. они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях

3. предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды

4. эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом

5. сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Анализ законодательных актов промышленно развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

• о нерациональном природопользовании

• о сверхнормативном загрязнении окружающей среды

• о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей

• о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя)

• о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны

• о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы

• о фактах проявления недобросовестной конкуренции

• о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплаты налогов

• о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

Гражданским кодексом Российской Федерации [1, ст. 139, п. 1] установлено, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами». В настоящее время ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» определяет перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия, которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: