Проблема: «...Процесс развития дефективного ребенка, — писал Л.С.Выготский в 1929 г., — двояким образом социально обусловлен: социальная реализация дефекта (чувство малоценности) есть одна сторона социальной обусловленности развития, социальная направленность компенсации (курсив наш. — Н.Н.) на приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону. Глубокое своеобразие пути и способа развития при общности конечных целей и форм у дефективного и нормального ребенка — вот наиболее схематическая форма социальной обусловленности этого процесса»1.
Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем развитии настроен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс его формирования, причем каждое нарушение по-своему влияет на растущего человека.
|
|
Исследованиями ученых-дефектологов установлено, что именно специально организованный и целенаправленный процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями обеспечивает диалектическое тождество его развития и саморазвития, создает возможности для их реализации. При этом очевидно, что сама по себе собственная активность ребенка, имеющего первич ное физическое или психическое нарушение, не приведет к ожидаемому эффекту саморазвития, если она не будет соответствующим образом инициироваться, направляться, активизироваться, стимулироваться воспитателем или педагогом, т.е если она не будет встроена в контекст специального обучения и воспитания.
Саморазвитие начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь. Крайне важно ввести этот процесс в правильное русло как можно раньше, обеспечив ребенку средствами специального обучения и воспитания условия, адекватные поставленным задачам.
Необходимо предупредить возникновение вторичных и последующих отклонений в развитии, поэтому должны быть предусмотрены их коррекция и компенсация средствами образования, так как своеобразие, неравномерность, незавершенность психофизического развития затрудняют включение ребенка в освоение социокультурного опыта принятыми в общей педагогике способами.
Для этого требуется максимально полное удовлетворение специфических образовательных потребностей, возникающих у ребенка, имеющего нарушения, па каждом возрастном этапе развития в связи с ограничением сто индивидуальных возможностей. Например, для предотвращения негативных последствий развития у ребенка, потерявшего слух, следует предоставить ему специальные образовательные условия для удовлетворения целого ряда возникающих у него новых, отсутствовавших ранее, образовательных потребностей, а именно — развитие остаточного слуха и умения пользоваться им в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение восприятию обращенной к нему речи по чтению с губ говорящего человека; коррекционно-педагогическая поддержка и предотвращение распада речи (если таковая уже имелась — в случае позднооглохших); овладение умением ориентироваться в беззвуковом пространстве и соответствующим поведением и многое другое.
|
|
Таким образом, исходной позицией при организации специальной помощи ребенку с ограниченными возможностями являются не столько сведения о его дефекте или нарушении, сколько сам ребенок со всем свойственным ему своеобразием, его уникальной жизненной ситуацией, его жизненным пространством.
Следует помнить, что ограничение возможностей представляет собой не только чисто количественный фактор, т.е. человек просто хуже слышит или плохо видит, он ограничен в движении и т.п. Это интегральное, системное изменение в развитии личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все. И он нуждается в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть указанные ограничения и решить образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему приходится не только особым образом осваивать предложенные ему образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать, и по-особому развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования) — ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживания и социально-бытового ориентирования, различные формы коммуникации, сознательной регуляции собственного поведения в обществе; активизировать физическую и социальную мобильность; постоянно восполнять знания об окружающем его мире; развивать потребностно-мотива-ционную, эмоционально-волевую сферы; формировать способность к максимально независимой жизни в обществе, в том числе через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию и прежде всего — активную и оптимистическую жизненную позицию.