Современная специальная педагогика относится к сфере гуманитарного знания, но в своих научных основах сохраняет традиционную естественно-научную составляющую, представленную знаниями о биологии и патологии человека, привлекая при этом к исследованиям во все большей мере гуманитарный подход. Остановимся кратко на исторических аспектах формирования методологических основ в специальной педагогике.
В процессе своего становления в XIX в. благодаря опоре на физиологию и медицину специальная педагогика приобрела устойчивую естественно-научную (медицинскую, клиническую) парадигму и соответственно использовала естественно-научные методы исследования дефектов и нарушений развития ребенка и их коррекции. Период активного развития экспериментальной педагогики и экспериментальной психологии (конец XIX — первые десятилетия XX в.) усилил эту тенденцию. Вместе с тем под влиянием формирования теоретико-методологической базы гуманитарных исследований в специальной педагогике на рубеже веков и в первые десятилетия XX в. появляются и гуманитарные подходы к изучению образовательных, социально-педагогических и социально-психологических проблем детей с особыми потребностями (представители реформаторской педагогики — Р.Штайнер, М.Монтессори, П.Петерсен; отечественные ученые Г.Я.Трошин, В.П.Кащенко и др.).
|
|
Преобладание гуманитарного подхода в формирующейся советской дефектологии четко обозначил Л.С.Выготский. Так, развивая идеи Г.Я.Трошина, В.П.Кащенко, он подчеркнул гуманитарный характер предмета научных исследований в дефектологии — внимание должно быть направлено не на недостаток, дефект как таковой, а на самого ребенка, отягощенного этим недостатком, дефектом, на его особую социальную и образовательную ситуацию. Культурно-исторический характер становления психики человека, обозначенный Л.С.Выготским, также ориентировал исследователей на обращение к гуманитарным основаниям при изучении психического и социального развития детей с ограниченными возможностями.
Гуманитарные исследовательские подходы в зарубежной общей и специальной педагогике обретают самостоятельное место и значимость в 50 —60-х гг. XX в. В СССР и в России гуманитарные методы в педагогических исследованиях открыто не декларировались практически до конца XX в. Этому препятствовали сохранявшиеся еще некоторое время идеологические штампы, согласно которым зарубежные представители гуманитарной методологии и методов исследования рассматривались советской философией и
методологией не иначе как идеалисты, представители реакционной буржуазной философии.
|
|
Методология и методы исследования в специальной педагогике, как правило, имели естественно-научный характер, с опорой и ссылками на методологию марксистской философии и методы исследований (на диалектический метод) в физиологии, на фундаментальные исследования высшей нервной деятельности, проведенные И.М.Сеченовым и И.П.Павловым, и на идеологические партийные установки.
С реабилитацией научного наследия Л.С.Выготского в 60-х гг. XX в. советская и российская специальная педагогика получили возможность нового прочтения его основополагающих гуманитарных идей и все более активного их включения в методологические основания исследований (например, разработанная с учетом идей Л. С. Выготского концепция билингвистического подхода в обучении глухих Г. Л. Зайцевой). В 80-х гг. XX в. и в зарубежной специальной педагогике и психологии также наблюдается своеобразный ренессанс идей Л. С. Выготского, во многом созвучных современным гуманитарным идеям видных исследователей.
Каковы же в настоящее время методологические основания и методы исследований в специальной педагогике? Междисциплинарный характер этой области науки и ее обусловленность развитием целого ряда научных отраслей объясняют методологический плюрализм, столь характерный для постнеклассической науки в целом.
В методологии современной специальной педагогики можно увидеть два основополагающих и дополняющих друг друга методологических направления: объективно объясняющий и понимающий, или интерпретативный, подходы к изучению тех или иных фактов, явлений педагогической действительности. Методология и методы естественно-научного знания обеспечивают объяснение, установление причинно-следственных связей; методология и методы гуманитарного знания служат основой для понимания, интерпретации.
Рассмотрим применение некоторых современных методологических подходов в научных исследованиях в специальной педагогике.
Философия науки различает общефилософскую, общенаучную и частную методологии, относящиеся к специальным областям исследования. Частная методология направлена на оказание помощи исследователю, позволяя ему анализировать исследуемую сферу, изучаемый объект со значимых для конкретных целей позиций, предоставляя ему специальные умения и способы ведения исследовательской деятельности.
Итак, методология может быть рассмотрена как трехуровневая система, имеющая иерархически связанные уровни — философский, общенаучный и частнонаучный.
Основными методологическими принципами специальной педагогики являются:
– принцип детерминизма (принцип всеобщей причинной обусловленности явлений). Психическое развитие ребенка обусловлено взаимодействием биологических и социальных факторов. Биологическими причинами, обусловливающими отклонения в развитии, являются либо органическое поражение центральной нервной системы, либо ее функциональная незрелость. В качестве причины также могут выступать неблагоприятные микросоциальные условия, особенно если в таких условиях ребенок оказывается в период младенчества и раннего детства, когда потенциал психического развития особо значителен, но не реализуется в должной степени из-за воздействия неблагоприятных факторов;
– принцип единства сознания, личности и деятельности. Личностью человек не рождается, а становится на определенном этапе развития, когда достигает определенного уровня сознания и становится способным к осознанной целенаправленной деятельности. Сознание также не существует изолированно, а входит в структуру личности и формируется в процессе деятельности. Специальная педагогика рассматривает педагогический процесс как процесс формирования личности проблемного ребенка, его всестороннего развития в условиях специально организованной деятельности;
|
|
– принцип развития. Психика человека пластична и постоянно находится в динамике. Знание истории развития ребенка, анализ уровней его актуального и потенциального развития помогают выстроить психолого-педагогический прогноз и определить образовательный маршрут ребенка.
9.2.
Методы научного исследования в специальной педагогике — это пути и способы познания педагогической действительности в сфере специального образования. Специальная педагогика, безусловно, широко применяет методы исследования, используемые педагогикой, а также общенаучные методы, при необходимости привлекает и методы исследования некоторых частных наук (например, психологии, социологии).
Процесс добывания, объяснения и практического применения научного знания требует обоснованного выбора и использования разных методологических оснований и различных методов с учетом их взаимодополняемости. В каждом конкретном случае и выбор методов, и их соотношение определяются предметом и методологией исследования. Специфичными для специальной педагогики являются отбор, совокупность и композиция методов научного исследования, которые должны быть адекватны задачам, на решение которых они направлены. Чтобы правильно выбрать тот или иной метод исследования, нужно хорошо знать и его возможности в изучении определенного объекта, и границы этих возможностей, а также место данного метода в системе процедур исследования. Необходимо четко представлять, с какой целью избран именно этот метод, а не другой.
Современная философия науки выделяет три основные группы методов исследования: это методы эмпирического познания, методы теоретического познания и метатеоретические методы познания. Ниже будет рассмотрена каждая из этих групп методов и возможности их применения в исследованиях в специальной педагогике.
Междисциплинарный характер специальной педагогики, привлечение ею частнонаучных теорий и концепций для решения собственных задач предполагают использование методов исследования, относящихся к области как естественных, так и гуманитарных наук.
|
|
Как указывалось в предыдущем параграфе, возможны два способа познания — объяснительный (объективный) подход к действительности и понимающий (или интерпретативный).
Первый относится к естественно-научным способам, второй — к гуманитарным. Гуманитарный способ познания опирается на феноменологический подход и педагогическую герменевтику; естественно-научный привлекает эмпирические и экспериментальные методы исследования, т.е. способы познания, используемые в точных науках.
Традиционно с момента зарождения экспериментальной психологии и экспериментальной педагогики в специальной педаго-
гике широко представлено естественно-научное направление, в котором используются методы эмпирического психолого-педагогического исследования. К ним относятся:
операциональные методы — изучение литературы и других источников, обобщение педагогического опыта, наблюдение, сравнение, анкетирование, опрос (интервью), измерение (тестирование), изучение продуктов деятельности исследуемого объекта, оценивание, рейтинг (экспертные оценки), педагогический консилиум;
экспериментальные методы — констатирующий эксперимент и формирующий, переходящий затем в опытную работу — отладку опытной педагогической модели в реальных условиях образовательной практики.
Исследователю следует учитывать специфичность применения некоторых эмпирических методов, направленных на изучение психических процессов у испытуемых — детей и взрослых с ограниченными возможностями жизнедеятельности, особенностей их поведения, коммуникации и др. Например, при использовании таких методов, как беседа, опрос (интервью), анкетирование, можно получить неверные данные, когда в эксперименте участвуют дети с нарушениями слуха или с умственной отсталостью, если не принимать во внимание своеобразие способов коммуникации, необходимость правильного выбора речевых средств, их лексико-грамматические характеристики. На результатах может сказаться неспособность ребенка понять предлагаемую для анализа или обсуждения ситуацию, так как она находится за пределами его житейского опыта, или его неумение адекватно выразить имеющееся у него мнение по интересующему экспериментатора вопросу. Малопонятная глухому испытуемому устная инструкция (вместо инструкции, данной в письменном виде или на жестовом языке) может существенно повлиять на результаты проводимого тестирования или анкетирования.
Методы теоретического познания философия науки определяет как способы и правила деятельности мышления, направленной на построение научных теорий, на обоснование и использование их содержания (Лебедев С. А., 2005).
Существуют две группы методов теоретического познания.
1. Способы мыслительной деятельности, направленные на теоретическую реконструкцию (моделирование, репрезентация) эмпирического уровня научного знания; к ним относятся: идеализа-
ция, моделирование, объяснение, понимание, подтверждение, опровержение, интерпретация, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
2. Средства и способы совершенствования самого теоретического знания: формализация, рефлексия, конструктивно-генетический метод и др.
Метатеоретические методы исследования, по мнению представителей современной философии науки, предназначены для обеспечения целостного понимания конкретных научных теорий, их смысла, их назначения путем оценки выполнения этими теориями своих основополагающих функций:
объяснительной — выявление и оценка области эмпирической применимости теории;
прогностической — определение ее общих прогностических возможностей;
доказательной — оценка собственно теории и отдельных ее утверждений с проверкой на логическую непротиворечивость и доказуемость;
систематизирующей — уяснение полноты охвата истинных утверждений в конкретной предметной области;
мировоззренческой — определение вклада данной теории в научную картину мира, в теорию познания, в методологию и аксиологию;
общекультурной — оценка степени реального и возможного влияния данной теории на различные области культуры, ее «культурный резонанс»;
практической — выявление сфер практического приложения и величины ее практического резонанса.
В заключение следует подчеркнуть, что на каждом исследователе лежит большая ответственность за правильность выбора методологии и используемых методов. Недопустимо, например, в угоду модным тенденциям вольно и широко применять герменевтический и феноменологический подходы, однако они уместны именно там, где это обусловлено спецификой предмета изучения.
Принимая во внимание особый, практико-ориентированный характер специальной педагогики и любой ее отрасли, представляется важным не только получать количественные, констатирующие результаты исследований, но в большей степени стремиться к достижению качественных результатов, так как они указывают вектор дальнейшего совершенствования и развития педагогической помощи, обогащают практику специального образования, а значит, способствуют улучшению, нормализации жизненной ситуации людей с особыми образовательными потребностями.