Воспитательные потребности ребенка определяются его возрастом, временем и особенностями возникновения нарушений или отклонений в развитии, их проявлениями, возможностями коррекции вторичных отклонений и их компенсации, воздействием социокультурной среды, участием ближайшего окружения. В любом случае педагог, воспитатель, определяя содержание индивидуальной программы воспитания для конкретного ребенка, исходит, с одной стороны, из существующих для данного возраста общепринятых требований, а с другой — из индивидуальных возможностей именно этого человека, обусловленных биологическими и социальными факторами, определяющими темп и объем освоения необходимых компетенций, а также его мотивационно-цен-ностных установок.
Так, в раннем возрасте (0 — 2 года) коррекционно-пе-дагогическая помощь предусматривает обеспечение ребенку позитивного эмоционального фона, чувства безопасности, психологического комфорта; стимулирование и целенаправленную поддержку, развитие и коррекцию у него сенсомоторных умений; создание развивающей среды, способствующей преодолению недостатков восприятия, движений, затруднений в формировании речи. Неотъемлемой частью этой работы является помощь в овладении простейшими навыками взаимодействия с окружающими людьми и предметами, способами самообслуживания. Важную роль играет участие воспитателя и'родителей в становлении и развитии слухового и зрительного восприятия ребенка, в изыскании путей и способов компенсации их недостаточности, а также в развитии речи, мышления и навыков общения.
|
|
В дошкольном возрасте (3 — 6 лет) процесс воспитания обогащается областями деятельности, ориентированными на формирование социального взаимодействия и способности к адекватному поведению в простейших ситуациях морально-этического характера. Продолжается и расширяется специальная педагогическая поддержка в развитии всех форм речи, мышления и общения; ведется работа по совершенствованию и обогащению моторных функций, координации движений в действиях и операциях с предметами, формированию способности к моторному самоконтролю; развиваются гигиенические и простейшие бытовые навыки, а также навыки самообслуживания. Постепенно начинается и последовательно углубляется работа по приобретению ребенком интеллектуального и культурного багажа, игровых и учебно-познавательных умений; закладываются основы полоролевой и социальной идентификации. Значительное внимание уделяется развитию и коррекции эмоциональной сферы.
В период младшего школьного возраста (7—Шлет) продолжается развитие и обогащение всех тех умений, навыков, сфер компетенции, становлению которых было посвящено воспитательное воздействие на предшествующих этапах. Вместе с тем наряду с ориентацией на учебно-познавательную деятельность все большее значение приобретают формирование навыков социального взаимодействия, сотрудничества и кооперации, уточнение и дальнейшее развитие личностных качеств и свойств (аккуратности, дисциплинированности, настойчивости, целеустремленности и др.). Развиваются социально значимые личностные качества — самостоятельность, готовность оказывать помощь и умение принимать ее, способность к самопомощи, ответственность, уверенность в себе и своих силах, решительность, доброта и др.
|
|
Особое значение для социального включения и адаптирования детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности приобретают навыки социального обихода, социально-бытовой ориентировки. Постоянно и повсеместно (во всех формах учебно-воспитательной работы) ведется психолого-педагогическая подготовка подрастающего человека к жизни и деятельности в обществе, в том числе в детском и подростковом сообществе. Большое внимание уделяется формированию гуманистического типа отношений, для которых необходимы эмоционально-положительное восприятие окружающих, встречная тактичность и деликатность, адекватная самооценка и максимально реалистичная установка в оценке и самого себя, и своего дефекта, естественное проявление навыков психологической защиты от агрессивного или недоброжелательного отношения социума, микросреды. Именно в этом возрасте чрезвычайно важно пробудить у еще ребенка, но и почти подростка познавательный интерес к миру природы и человека, к внутреннему миру как своему собственному, так и других людей.
Для старшего школьного возраста система специального воспитания предусматривает психолого-педагогическую помощь в подготовке к самостоятельной взрослой жизни, к решению таких нелегких проблем, как выбор и получение профессии, трудоустройство, вхождение в коллектив обычных людей, самостоятельная, независимая от родителей жизнь, формирование круга общения, полоролевая идентификация и сексуальная жизнь, духовные и нравственные ценности, создание семьи, рождение детей, участие в общественной жизни, нахождение и устройство собственного жизненного стиля и уклада.
В школьном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников осуществляется их гражданское воспитание — осознание (или просто чувствование) себя жителем родного города, села, улицы, гражданином своей страны — России.
Воспитатель строит индивидуальную познавательно- развивающую программу каждого воспитанника, опираясь на уже имеющееся или достигнутое, продвигаясь вместе с ребенком небольшими шагами вперед в указанных выше областях. В своей совокупности они складываются из четырех следующих основных направлений.
1. Осознание и оценка себя как активного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром.
2. Усвоение социокультурных норм и ценностей, правил и установок.
3. Формирование умений и навыков социокультурной жизнедеятельности, социального обихода.