В специальном образовании воспитание рассматривается как целенаправленно организованный процесс педагогической помощи в социализации, социокультурном включении и социальном адаптировании человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Воспитание происходит в различных временных, исторических и социокультурных условиях и подвержено изменениям в соответствии с меняющимися формами и реалиями общественной жизни. Его цели и задачи, методы и средства определяются образовательными системами и учреждениями, которые зависимы от общественных условий и требований. И вместе с тем оно следует и соответствует как особым личностным потребностям каждого отдельного человека, так и запросам всего общества, отражающим нормы и правила, действующие в данной социокультурной среде.
В педагогике воспитание является частью педагогического процесса и играет в нем ведущую роль, так как в ее системе воспитание и обучение настолько тесно взаимосвязаны, что их разделение допустимо лишь в целях изучения и анализа каждой из этих составляющих образовательного процесса. Единство воспитания и обучения выражается и в совпадении многих важнейших принципов, методов и форм работы.
|
|
В современной отечественной педагогике под воспитанием понимают процесс целенаправленного формирования личности (В.С.Селиванов), специально организованную деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса (В.А. Сластенин), процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей (С.А.Смирнов).
В специальной педагогике воспитание — целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педагогическая помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его развитии, социализации, освоении им действующих социокультурных норм и ценностей, в социокультурном включении, содействие ему в достижении свойственного обычному человека образа жизни.
Содержание и постановка конкретных воспитательных задач определяются совокупностью физических, психических и социальных факторов. Их решение требует тесного взаимодействия всех причастных к этой проблеме областей знания и практики и опирается на важнейшее положение гуманистической педагогики — признание способности человека к саморазвитию.
Цели специального воспитания могут быть представлены комплексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков:
|
|
- постижение жизненных ценностей и установление определенных ценностных ориентации;
- освоение (на доступном для каждого уровне) базовых со ставляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности — культуры знания, культуры чувств и твор ческого действия;
- обретение чувства доверия и интереса к жизни и к окружаю щему миру;
- познание собственной личности, ее возможностей и границ развития;
- становление и реализация способности к мотивации саморазвития и самопомощи;
- формирование жизненно значимых компетенций (знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни, благодаря которым осуществляется познание и упорядочивание предметного мира, самообслуживание, самообеспечение и достигается без опасность существования);
- ориентирование в окружающем мире, в социальных отношсниях — пользование информацией, общение, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с окружающими людьми;
- навыки контроля и самоконтроля, самооценки собственной деятельности и поведения.
Известно, что психофизические нарушения влекут за собой ограничения жизнедеятельности, следствием чего становятся затруднения или невозможность самостоятельного овладения социальным опытом, нравственными ценностями общества. Это, в свою очередь, порождает в человеке чувство беспомощности, зависимости от окружающих, которые вынуждены принимать на себя организацию и регуляцию всей его жизнедеятельности, служит!. посредниками в процессе социального взаимодействия. Поэтому специальное воспитание выступает как педагогическая помощь в совершенствовании качества жизни, протекающей в осложненных условиях, вызванных ограничением возможностей жизнедея тельности и социального взаимодействия. Без образовательной поддержки, без направленной помощи, психолого-педагогического сопровождения у таких людей неизбежно развивается чувство ущербности, ограниченности умственно-духовного, социального, нравственного, эмоционального и эстетического бытия. Поддержка в жизни означает, прежде всего, помощь в преодолении социальной изоляции, в открытии для человека с ограниченными возможностями всего многообразия окружающего мира, в доступности для него нормального человеческого существования и во включении его в этот мир в качестве носителя и потребителя общей культуры.
Специальное воспитание предусматривает комплекс воспитательных действий, которые должны подготовить ребенка, подростка к способности вести максимально соответствующий современному человеку образ жизни, помочь ему в достижении человеческой зрелости.
Обучение в самом широком смысле этого слова — обучение быть человеком — это и есть воспитание.
Для специальной педагогики оказываются крайне важными сущности понятий «воспитуемость» и «обучаемость», так как в практике бытуют понятия «труднообучаемый», «необучаемый», «трудновоспитуемый» ребенок.
Специальная педагогика и специальное образование (в отличие от общей педагогики) включают в сферу своего педагогического воздействия и помощи людей со сниженными, а иногда и минимальными показателями обучаемости и воспитуемости, находят и действенно используют пути и средства коррекционно-воспитательной работы в этих условиях.
В качестве нормативов минимальной обучаемости и воспитуемости зарубежные специалисты предлагают пользоваться критериями показателей развитости человеческих свойств: минимальный интеллект, самосознание, чувство времени, способность к общению, способность реализовать социальные отношения, потребность во взаимодействии с другими людьми, включенность в контекст жизненной ситуации и осознание себя в сообществе.
|
|
В то же время, например, тяжелую форму олигофрении (идиотию) некоторые специалисты (преимущественно представители медицины) считают признаком неспособности к указанным выше проявлениям, следовательно, к обучаемости. В этом случае, по их мнению, речь идет лишь о поддержке и уходе. Подобный подход отражен, например, в американской терминологии, где дети делятся на «обучаемых» и «тренируемых». При IQ = 50 и ниже это «тренируемые» воспитанники.
Практика показывает, что к лицам с глубоким умственным недоразвитием неприложимы в качестве общепринятых термины «обучение» и «воспитание» в том смысле, в котором они приняты к употреблению в обществе, в обычной образовательнойсреде, так как они ориентированы на общепринятые школьные нормативы (в том числе и нормативы специальной школы).
В действительности следует говорить о способности людей с тяжелым интеллектуальным недоразвитием к принятию индивидуальной реабилитационной поддержки и ухода. Стимулирующая педагогическая поддержка позволяет обнаружить и развить у них дремлющие способности к освоению простейших социальных «человеческих» умений. Концепция педагогического воздействия, воспитания в этом случае базируется на способности человека меняться, физически развиваться, достигать определенного совершенствования (расширения) сенсорных возможностей и на этой базе формировать простейшие умения, присущие человеку.
Специальные педагоги убежденно считают, что нельзя отказываться от поиска потенциальной способности к воспитанию даже у самых тяжелых умственно отсталых воспитанников. Отказ от поисков путей и способов развития человеческого в человеке они рассматривают как своеобразный смертный приговор, как «мягкую эвтаназию» (Шпек О., 2003).
Специальная педагогика признает воспитание более широкой и всеобъемлющей категорией, чем обучение, что обусловлено приоритетной значимостью задач социального включения и адаптирования человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Существуют группы детей, для которых характерны ограничения возможности собственно обучения (усвоения академических знаний) в соответствии со школьными нормативами. В то же время применительно к тем же детям можно говорить об успешности их воспитания, имея в виду их социальное и средовое адаптирование, освоение ими необходимых социокультурных норм и ценностей.
|
|
Ребенок с ограниченными возможностями жизнедеятельности зачастую весьма далек от идеального образа, если судить о нем с позиций учителя школы. Специальной педагогике с самых ее истоков приходится иметь дело не с «идеальным ребенком», а реальным человеком (ребенком, подростком, взрослым) с ограниченными возможностями жизнедеятельности, отягощенным еще и специфическими проблемами социокультурного включения.
Поэтому, выстраивая воспитательный маршрут, она исходит не из учета того, в чем ребенок не достает до идеала, а, наоборот, ориентируясь на все позитивное, что имеется (сохранилось) именно у этого воспитанника. И опора на имеющиеся задатки, возможности служит отправной точкой для движения вперед, помогает увидеть сущность воспитательных потребностей ребенка и понять задачи его воспитания.
Таким образом, специальная педагогика в своих подходах к проблемам воспитания отвергает мысль о неизменной модели идеального человека и руководствуется положением о том, что потенциальная программа саморазвития, заложенная в каждом новорожденном человеке, должна быть возможно более полно реализована, а для этого требуется обеспечить необходимые образовательные условия в окружающей ребенка среде. Только в этом случае даже отягощенный самыми сложными проблемами ребенок получает шанс для развития.
Специфической особенностью воспитания в системе специальной педагогики является помощь для реализации самопомощи, т.е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку) в самостоятельном осуществлении собственной жизни. В большинстве случаев это удается; и человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности может научиться в значительной мере помогать себе сам, используя пути и средства компенсации нарушения, применяя знания и навыки, приобретенные в результате коррекционно-воспитательной работы с ним.