double arrow

Этап Х Определение порядка уплаты налога


Порядок уплаты налога - это нормативно-установленные способы внесения налога в соответствующий бюджет (фонд).

Порядок уплаты налога предполагает решение следующих вопросов:

· направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);

· средства уплаты налога (в рублях или валюте);

· механизм платежа (в безналичном или наличном порядке);

· особенности контроля за уплатой налога.

Задачи, стоящие перед бухгалтерией предприятия по обеспечению порядка уплаты налогов следующие:

· правильное установление направления платежа с разбивкой по соответствующим уровням бюджета;

· правильное оформление платёжных документов, с целью избежания ошибок с направлением платежа. Для выполнения этой задачи рекомендуется иметь реестр реквизитов по всем налогам с указанием кодов бюджетной классификации;

· своевременный контроль полноты поступления платежей в бюджет, проведение сверки расчётов с налоговым органом.

1.1.2 Понятие и этапы становления налогового учета в России

Налоговый учет, является составной частью налоговой политики и обеспечивает ее реализацию. Любая налоговая реформа учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.




Налоговый учет - это система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации итоговых налоговых обязательств. Его целью является определение размеров и срока текущих налоговых обязательств. Таким образом, налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством.

Впервые понятие "налоговый учет" было введено в налоговую практику в начале 1995 г., когда были разделены подходы федеральных финансовых и налоговых ведомств к правовому регламенту учета суммы прибыли для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. С этого времени показатель прибыли, отражаемой в системе учета для статистических органов, акционеров и инвесторов, стал существенно отличаться от показателя прибыли, принимаемого для начисления налога на прибыль. Был установлен регламент формирования совокупного финансового результата в отчетном налоговом периоде и налогоплательщикам было необходимо производить перерасчеты данной суммы "для целей налогообложения".

Требования вести специально организуемый, дополнительный учет, необходимый для расчета налогооблагаемых баз по отдельным налогам, методологией бухгалтерского учета и развивающими ее соответствующими стандартами не были предусмотрены. Однако на протяжении 1990-1999 гг. предпринимались активные попытки введения в действие системы налогового учета.

Введение налогового учета преследовало следующие цели:



· создание более понятной и прозрачной для налогоплательщика и налогового органа учетной системы налоговой базы;

· повышение эффективности функционирования налоговой службы в целом, в т.ч. и выполнения ее главной задачи - обеспечение доходной части бюджета.

Изменения, которые происходили в российской налоговой системе, привели к тому, что для целей налогообложения одних только данных бухгалтерского учета стало недостаточно. Существенным этапом развития налогового учета явилось введение в действие с 1 января 2002 г. главы 25 НК РФ, вместе с которой была законодательно установлена обязанность организаций по ведению налогового учета в целях исчисления налога на прибыль.

Несмотря на то, что элементы налогового учета имели место по различным налогам и до введения главы 25 НК РФ, понятие налогового учета было дано только в статье 313 НК РФ.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.

Несмотря на то, что элементы налогового учета имеют место при расчете многих налогов (приложение Б), в соответствии с требованиями налогового законодательства налоговый учёт должен быть организован в отношении следующих налогов:

· налог на прибыль организаций;



· НДС;

· НДФЛ;

· единый налог при упрощенной системе налогообложения

1.1.3 Основные задачи и принципы налогового учета

Как учетная система налоговый учет имеет свои объекты, цель, задачи и принципы.

Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, формирующие или оказывающие влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Таким образом, цель налогового учета определяется интересами пользователей информации.

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учета внутренние пользователи могут проанализировать расходы, которые не учитываются для целей налогообложения (например, расходы в виде сумм материальной помощи). Уменьшая такие расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации, формируемой в системе налогового учета, являются прежде всего налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей. Определяют направления налоговой политики организаций.

Для выполнения функций и задач, стоящих перед налоговым учетом, налоговым законодательством определены специальные приемы и способы, образующие методологию налогового учета.

К методам ведения налогового учета следует отнести:

· введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;

· установление методики формирования налоговых показателей;

· определение способов ведения налогового учета;

· установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.

Методология налогового учета раскрывается в учетной политике для целей налогообложения.

Под учетной политикой организации для целей налогообложения следует понимать принятую совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о налоговых обязательствах.

В процессе формирования учетной политики обосновываются и устанавливаются организационно-методические аспекты ведения налогового учета:

· порядок организации раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;

· принципы и порядок организации налогового учета видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;

· способы ведения налогового учета;

· технология обработки налоговой информации;

· формы аналитических регистров налогового учета и другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета;

· организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации к вопросам: определения налоговой базы по налогу на прибыль и формированию налоговых обязательств перед бюджетом; оценки имущества с целью определения выручки от его реализации; распределения убытков между налоговыми периодами.

Налоговым кодексом РФ определены способы ведения налогового учета по следующим элементам учетной политики:

· классификация доходов и расходов;

· порядок признания доходов и расходов;

· методы оценки сырья и материалов;

· методы оценки покупных товаров;

· методы оценки остатков незавершенного производства;

· методы оценки остатков готовой продукции;

· метод начисления амортизации;

· порядок формирования резервов;

· порядок переноса убытка на будущее;

· периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль.

Принятая учетная политика утверждается соответствующим распоряжением руководителя организации. Выбранные организацией способы ведения налогового учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случае изменения налогового законодательства либо способов налогового учета. Принятой в организации учетной политикой должны руководствоваться все ее подразделения.

Выбранная налоговая политика обязательно должна быть согласована между главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут полную ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть отражена в документации организации как организационно-распорядительный документ. Как правило, это приказ об учетной политике организации.

Можно утвердить налоговую учетную политику отдельным приказом, а можно в совокупности с учетной политикой для целей бухгалтерского учета. Первый вариант представляется более верным, так как в гл. 21 и 25 НК РФ прямо содержится требование о формировании специальной учетной политики для целей налогообложения.

Организация может выбрать один из двух вариантов составления учетной налоговой политики:

· отразить отдельные вопросы по каждому налогу в соответствующих разделах единого приказа об учетной налоговой политике;

· составить для каждого налога отдельную учетную политику и утвердить их в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика организации для целей налогообложения должна содержать три основных момента:

1. Организационно-технические вопросы:

· организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии; путем создания отдельного специализированного подразделения; аутсорсинг и т.п.);

· разработка системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль организаций;

· разработка системы документооборота для заполнения налоговых регистров и т.д.

Если у организации-налогоплательщика есть филиалы, представительства или другие обособленные подразделения, то в ее учетной политике следует предусмотреть целый ряд вопросов, касающихся взаимодействия между головной организацией и ее подразделениями:

· сроки представления данных в головную организацию;

· порядок уплаты налогов;

· порядок ведения книг покупок и продаж;

· порядок выставления счетов-фактур и т.п.;

2. Выбор способа налогового учета из нескольких возможных. Это самая главная часть налоговой учетной политики.

3. Дополнительные разъяснения по ряду важных вопросов исчисления налогов, по которым нормы налогового законодательства отсутствуют или не содержат определенного порядка действий.

Грамотное решение последнего вопроса поможет избежать многих конфликтов с налоговой инспекцией. Если вдруг спор с налоговым органом перейдет в судебную плоскость, то налоговая учетная политика организации послужит серьезным аргументом в ее пользу. При этом следует помнить, что разработка налогоплательщиком своих собственных способов или методик налогового учета возможна только в тех случаях, когда нормы налогового законодательства или не определены вообще, или не допускают однозначного толкования (что зачастую приводит к конфликту с налоговиками).

Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах НК РФ:

· гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" (ст. 167 НК РФ);

· гл. 25 "Налог на прибыль организаций" (ст. 313 НК РФ);

· гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" (п. 2 ст. 339 НК РФ);

· гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (п. 16 ст. 346.38 НК РФ).

Для изменения однажды принятой политики (по аналогии с бухгалтерским учетом) необходимо возникновение одного из следующих обстоятельств:

· изменение применяемых методов учета;

· существенное изменение условий деятельности организации;

· изменение законодательства о налогах и сборах.

В первом и втором случаях изменения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. В первых двух случаях налогоплательщик добровольно изменяет учетную политику, а в последнем - в обязательном порядке.

По сравнению с налогом на прибыль законодательство по НДС несколько либеральнее. Изменение учетной политики по этому налогу возможно с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Другими словами, учетная политика по НДС может меняться один раз в год.

Однако в учетной политике есть такие элементы, которые, будучи раз принятыми, не изменяются ни при каких обстоятельствах. Так, нельзя изменить метод определения количества добытого полезного ископаемого, который установлен в гл. 26 НК РФ. Впрочем, и он может быть изменен, но только если поправки вносятся в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии их добычи. Вот тогда можно утвердить новый приказ об учетной политике или внести изменения в его прежнюю редакцию.

Важно учесть, что налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений - как уже существующих, так и тех, которые будут созданы в будущем. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ.

Основными задачами налогового учёта являются:

· формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;

· обоснование применяемых льгот и вычетов;

· формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;

· обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;

· обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.

Принципы налогового учета несколько отличаются от принципов бухгалтерского учета. Так, фундаментальным в бухучете является принцип двойной записи, который обосновывает бухгалтерское уравнение, увязывающее активы организации с источниками их образования. В налоговом учете такое правило не применяется.

В главе 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учета:

· принцип денежного измерения, т.е. в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, прежде всего в денежном выражении;

· принцип имущественной обособленности - т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества;

· принцип непрерывности деятельности организации - учет должен вестись непрерывно с момента ее регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. Если организация в течение какого-либо календарного месяца ликвидирована или реорганизована, то амортизация имущества не начисляется с 1-го числа месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация;

· принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) (ст. 271, 272 НК РФ);

· принцип последовательности применения норм и правил налогового учета - т.е. нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;

· принцип равномерности признания доходов и расходов - предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчетном (налоговом периоде, что и доходов, для получения которых они были произведены.

1.1.4 Различия в нормативном регулировании и методологии бухгалтерского и налогового учета

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций". Следовательно, по своей природе бухгалтерский учет не предназначен для решения задач, связанных с исчислением налоговых платежей. Его главной задачей является формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, ее имущественном и финансовом положении. Цель ведения бухгалтерского учета - обеспечение внутренних и внешних потребителей финансовой информации о хозяйствующем субъекте. Наиболее заинтересованными пользователями такой информации относительно деятельности хозяйствующего субъекта выступают налоговые органы.

Сбор и регистрация информации осуществляется путем документирования хозяйственных операций, производимых в организациях. Первичные документы обеспечивают сплошное непрерывное отражение хозяйственной деятельности организации в бухучете. Этап обобщения информации, содержащейся в первичных документах, заключается в ее накоплении и систематизации в регистрах бухучета с помощью бухгалтерских счетов и двойной записи. Информация о хозяйственных операциях, произведенных организацией за определенный период времени, из регистров бухучета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.

Налоговый учет состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путем ее документирования осуществляется в системе бухучета. Таким образом, в основе бухучета лежат первичные документы, включая бух справки. На основе первичных документов производится обобщение информации. Именно на этом этапе проявляются различия в системах бухгалтерского и налогового учета, поскольку принципы обобщения информации в них не совпадают.

Таким образом, сама система и данные налогового учета никоим образом не применимы для информационного обеспечения финансового и управленческого учета, которые несут совершенно разную смысловую нагрузку, преследуют разные цели и по-разному характеризуют одни и те же хозяйственные процессы в организации.

Вместе с тем следует отметить, что ведение налогового учета приводит к расхождению его данных не только с данными бухгалтерского учета, но и параллельных систем ведения налогового учета в разрезе налогов (таблица 2).

Таблица 2 - Различия между бухгалтерским и налоговым учетом
Показатели Налоговый учет Бухгалтерский учет
Нормативная база Законодательство РФ о налогах и сборах ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ
Цель Определить размер подлежащих к уплате налогов и сборов Зафиксировать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты
Метод получения данных Обобщение данных, отраженных в документации Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет)
Отчетный период Год, полугодие, квартал, месяц
Форма отчета Специально установленные формы Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др.
Получатель отчета Руководитель, налоговые органы, прочие внешние пользователи

Введение налогового учета наряду с бухгалтерским является объективной необходимостью и потребностью каждой организации, которая заинтересована в снижении собственных расходов законным путем. Лишь совместное использование средств бухгалтерского и налогового учета обеспечивает реализацию оптимальной налоговой политики организации.

1.1.5 Порядок формирования показателей регистров налогового учета

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учёта, закрепив её положение в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой руководителем предприятия.

Данные налогового учёта основываются на:

· первичных документах (включая справку бухгалтера);

· аналитических регистрах налогового учёта;

· расчёте налоговой базы.

Рассмотрим каждую из этих позиций более подробно.

Согласно п. 2 ст. 9 ФЗ № 129 "О бухгалтерском учете" первичные учётные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, оговоренной в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации. А документы, формы которых не предусмотрены в альбоме, составляются организацией самостоятельно и должны иметь следующие реквизиты:

· наименование документа;

· дата составления;

· наименование организации, от имени которой составлен документ;

· содержание хозяйственной операции;

· измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

· наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления;

· личные подписи указанных лиц.







Сейчас читают про: