Форма обучения - заочная / на базе СПО

№ п/п Наименование тем Количество часов
Всего в том числе
лекции семинары и практ зан. самост. работа
1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. 1,5/ 2,5 0,5/0,5 - 1/2
2. Эволюция управленческой мысли: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента 2,5/6,5 0,5/0,5 - 2/6
3. Особенности Российского менеджмента 2,5/8,5 0,5/0,5 - 2/8
4. Интеграционные процессы в менеджменте: внешняя и внутренняя среда организации, факторы прямого и косвенного воздействия 2,5/8,5 0,5/0,5 - 2/8
5. Системы менеджмента: функции и организационные структуры 3,5/9,5 0,5/0,5 1/1 2/8
6. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений 3/5 - 1/1 2/4
7. Механизмы менеджмента: средства и методы управления 2,5/5,5 0,5/0,5 1/1 1/4
8. Система информационного обеспечения управления. 2,5/5,5 0,5/ 0,5 1/1 1/4
9. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала 2,5/11,5 0,5/ 0,5 1/1 1/10
  Личность менеджера. Лидерство и стиль управления 1/8   - 1/8
  Групповая динамика и разрешение конфликтов 2,5/9,5 0,5/0,5 1/1 1/8
  Власть и партнерство 10,5/10,5 0,5/ 0,5 - 2/6
  Формальное и неформальное управление. Организационная культура 1/4 - - 1/4
  Инновационный потенциал менеджмента 1,5/8,5 0,5/0,5 - 1/8
  Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления 1/8 - - 1/8
  Эффективность менеджмента и пути её повышения 1,5/4,5 0,5/0,5   1/4
  Курсовая работа 20/20      
  Переаттестация 72/150      
  ИТОГО:       22/100

4. Содержание дисциплины

Тема 1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

Сущность, цели и задачи менеджмента, содержание понятия менеджмент и управление. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.

Основные категории менеджмента: система управления, объект и субъект управления, прямые и обратные связи, внутренняя и внешняя среда системы управления. Основные закономерности и принципы менеджмента. Современные тенденции развития менеджмента.

Тема 2. Эволюция управленческой мысли: условия и предпосылки возникновения менеджмента. Школы менеджмента

Природа управления и исторические тенденции его развития. Формирование менеджмента как науки. Школа научного управления. Основные положения школы. Концепция «экономического человека». Развитие идей Ф. Тейлора. Классическая школа управления. Основа концепции А.Файоля в исследованиях процесса управления. Школа психологии и человеческих отношений. Содержание и значение Хоторнского эксперимента. Развитие теоретических подходов школы в современных условиях.

Тема 3. Особенности российского менеджмента

Теория и практика управления в России в условиях общественной формы собственности. Основные реформы системы управления экономикой и их результаты.

Переход от плановой системы управления к регулируемому рынку. Формирование рыночного механизма управления. Процесс проведения приватизации и переход к рыночным ценам – основные вехи нового этапа рыночных отношений.

Основные результаты рыночной экономики за последнее десятилетие.

Основные задачи менеджмента в обеспечении конкурентоспособности российской экономики.

Тема 4. Интеграционные процессы в менеджменте: внешняя и внутренняя среда организации, факторы прямого и косвенного воздействия

Цели и функции интеграции. Условия создания интегративных структур. Виды интеграции и факторы, влияющие на процесс интеграции. Значение и определение внешней среды организации, ее характеристики. Среда прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, государственные органы; среда косвенного воздействия: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, связи с общественностью, международные факторы.

Тема 5.Системы менеджмента: функции и организационные

структуры

Общие и специфические функции менеджмента. Общие функции как составные части любого процесса управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Планирование как стадия процесса управления, включающая постановку целей. Прогнозирование, стратегическое и текущее планирование. Организация как функция управления, включающая формирование структуры организации, а также создание условий для достижения поставленных целей. Координация как функция управления, обеспечивающая его непрерывность, главная задача координации как достижение согласованности в работе всех звеньев организации. Мотивация как функция управления, побуждающая эффективно трудиться для выполнения поставленных целей. Основные задачи процесса мотивации. Контроль как функция управления, осуществляющая количественную и качественную оценку работы организации. Специфические (частные, вспомогательные) функции управления как техническая основа успешного выполнения общих функций управления.

Проектирование организационной структуры. Организационные полномочия. Типы организационных структур: бюрократический и адаптивный. Линейно-функциональная структура, ее преимущества и недостатки. Дивизиональная структура, ее разновидности, принцип построения. Матричная и проектная организационные структуры, их преимущества и недостатки. Организационные структуры предприятий будущего: виртуальные корпорации, многомерные организации и т.д.

Тема 6. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений

Миссия как главная цель организации. Подходы к разработке миссии. Функции целей. Требования к целям. Классификация целей менеджмента. Ключевые цели фирмы по функциональным подсистемам. Иерархический характер системы целей. Дерево цели организации, принципы его построения. Использование ранжирования целей при разработке стратегических планов. Управление по целям.

Определение понятия «управленческие решения». Роль решений в процессе управления. Сущность решения и его виды. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к качеству управленческого решения. Этапы процесса принятия решений.

Тема 7. Механизмы менеджмента: средства и методы управления

Сущность и классификация методов управления, их связь с мотивационной направленностью сотрудников. Комплексный подход к применению методов управления. Организационно-распорядительные методы и механизм их воздействия на объект управления. Экономические методы и их реализация на разных уровнях управления. Социально-психологические методы управления и способы их реализации. Методы управления социальной активностью персонала.

Тема 8.Система информационного обеспечения управления

Роль информации в процессе управления. Классификация инфор-

мации. Роль коммуникационных процессов в обеспечении управления информацией.

Информационные потоки и технологии управления. Технические средства работы с информацией. Регулирование количества и качества информации. Формирование и регулирование структуры информации в менеджменте. Информационные факторы качества управления. Коммуникации и управленческая деятельность. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.

Тема 9. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала

Управление персоналом как фактор эффективного менеджмента. Отбор и наем персонала, развитие персонала, профессиональный рост и планирование карьеры. Руководитель в системе управления персоналом. Основные качества менеджера. Зарубежный опыт работы с персоналом.

Тема 10.Личность менеджера. Лидерство и стиль управления

Менеджер в системе управления. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров. Теория личных качеств. Психологическая и социальная основа личности менеджера. Теория харизматического лидерства. Имидж менеджера.

Поведенческие теории лидерства: модель Дугласа МакГрегора; модель Рэнсиса Лайкерта; управленческая решетка Блейка и Мутона. Ситуационные теории лидерства: подход Митчелла и Хауса «путь-цель»; теория жизненного цикла Херсли и Бланшара.

Типология стилей руководства. Подходы к руководству людьми. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям

Тема 11. Групповая динамика и разрешение конфликтов

Современный взгляд теории социальных систем на конфликт между человеком и организацией. Виды конфликтов: внутренние и внешние; горизонтальные и вертикальные; объективные и субъективные; конструктивные и деструктивные. Причины возникновения конфликтов. Конфликт как процесс и его этапы. Стратегии преодоления конфликтов.

Тема 12.Власть и партнерство

Содержание понятий «власть» и «партнерство». Классификация форм власти. Власть, основанная на принуждении, характеристика власти, основанной на вознаграждении. Формы вознаграждений, используемые руководителем. Основные черты экспертной власти. Формы монополии на информацию, используемые менеджером для управления персоналом. Характеристика законной власти. Сильные и слабые стороны различных форм власти.

Тема 13. Формальное и неформальное управление.

Организационная культура

Определение и особенности формального и неформального управления. Понятие и структура организационной (корпоративной) культуры. Составные элементы и факторы воздействия организационной культуры. Сильная и слабая культура. Принципы формирования и методы поддержания организационной культуры. Этика менеджмента, управление этикой. Психология и этика деловых отношений.

Тема 14. Инновационный потенциал менеджмента

Нововведения как объект инновационного менеджмента. Сфера инновационной деятельности: рынок новшеств, рынок капитала, рынок чистой конкуренции нововведений. Классификация новаций: по содержанию – технические, организационные, социальные, экономические. Основные этапы инновационного процесса. Инновационный проект, его реализация. Эффективность инновационного проекта. Формы государственной поддержки инновационной деятельности. Риски в инновационном менеджменте и управление ими. Особенности работы менеджера в кризисной ситуации.

Тема 15. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления

Сущность и значение диверсификации. Направления диверсификации для фирм, связанные с изменением продукта, рынка, отрасли, конкурентной позиции, технологии. Выбор стратегии диверсификации, разновидности: концентрическая (центрированная), горизонтальная, конгломератная, создание совместных производств, или выделенного интегрированного производства (ВИП).

Тема 16. Эффективность менеджмента и пути ее повышения

Общее понятие об эффективности менеджмента. Основные составляющие оценки эффективности социально-экономических систем: критерии эффективности хозяйствования, принцип оценки, система показателей, методика расчетов эффективности хозяйствования. Признаки эффективного менеджмента. Понятие о социальной эффективности управления организацией и критерии ее оценки. Пути повышения эффективности менеджмента организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: