Темы практических и /или семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр

Тема 1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

Практическое занятие.

Задание: 1. Дать определение понятий «менеджмент» и «управление» в системе понятий рыночной экономики. 2. Рассмотреть потребность и необходимость управления в деятельности человека.

3. Составить схему: система управления, используя основные категории менеджмента: система управления, объект и субъект управления, прямые и обратные связи, внутренняя и внешняя среда системы управления. 4. Привести пример основных закономерностей и принципов менеджмента.

5. Рассмотреть тенденции развития менеджмента.

Литература: 3,8.

Тема 2. Эволюция управленческой мысли. Школы менеджмента

Семинар- круглый стол

Вопросы: 1.Школа научного управления. Основные положения школы. Концепция «экономического человека». Развитие идей Ф. Тейлора. 2. Классическая школа управления. Основа концепции А.Файоля в исследованиях процесса управления. 3. Школа психологии и человеческих отношений. Содержание и значение Хоторнского эксперимента. Развитие теоретических подходов школы в современных условиях.

Литература: 3,5,8,10,15

Тема 3. Особенности Российского менеджмента

Практическое занятие.

Задание: 1. Заполните таблицу «Основные реформы системы управления экономикой и их результаты».

2. Формирование рыночного механизма управления. Основные результаты рыночной экономики за последнее десятилетие.

3. Основные задачи менеджмента в обеспечении конкурентоспособности российской экономики.

Литература: 2,6,8,15

Тема 4. Интеграционные процессы в менеджменте: внешняя и внутренняя среда организации, факторы прямого и косвенного воздействия

Семинар. План: 1. Цели, виды интеграции и факторы, влияющие на процесс интеграции. 2. Значение и определение внешней среды организации, ее характеристики. 3. Среда прямого и косвенного воздействия.

Литература: 1,2,3,8,10,15

Тема 5.Системы менеджмента: функции и организационные

структуры

Практическое занятие.

Задание: 1.Раскрыть содержание общих функций менеджмента, представить схематически. Поясните возможную перестановку функций в процессе управления.

2. Проектирование организационной структуры. Организационные полномочия.

3. Типы организационных структур.

4. Организационные структуры предприятий будущего: виртуальные корпорации, многомерные организации и т.д.

5. Построить структуру на основе функционального принципа.

Литература: 1,6,10,14

Тема 6. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений

Практическое занятие.

Задание: 1. Миссия, требования к целям. Классификация целей менеджмента.2 Управление по целям. Построить Дерево цели (цели-требования, конкретные цели, направление деятельности, задачи, задания (условия)).

3. Сущность решения и классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к качеству управленческого решения. Этапы процесса принятия решений.

4. Построить индивидуальный профиль качеств и свойств.

Литература: 19, 20

Тема 7. Механизмы менеджмента: средства и методы управления

Семинар. План: 1. Организационно-распорядительные методы и механизм их воздействия на объект управления. 2. Экономические методы и их реализация на разных уровнях управления. 3. Социально-психологические методы управления и способы их реализации.

Литература: 2,8,12,14, 23,27

Тема 8.Система информационного обеспечения управления

Практическое занятие. Задание: 1. Составить схему «Элементы и этапы процесса коммуникации».

тренинг «Разведка»

Инструкция: участники разбиваются на пары, каждый получает карточку с заданием что-либо выяснить у партнера в течение 5 минут. После диалога ведущий задает вопросы: 1) Что стремился узнать ваш собеседник? 2) Что вам удалось выяснить в соответствии с вашим заданием?

Задание: 2. имитация ролей менеджера по карточкам.

Тестирование по темам лекций 1,4,5,6,8

Тест дан в Приложении1.

Тема 9. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала

Ролевая игра «Отбор и наем персонала /Технология первого делового контакта». (Сценарий в Приложении 2).

Тема 10.Личность менеджера. Лидерство и стиль управления

Практическое занятие Задание: 1. Перечислите профессиональные качества менеджера.

2. Сформируйте имидж современного менеджера.

3. Охарактеризуйте стили руководства.

Литература: 1,3,11,17

Тема 11. Групповая динамика и разрешение конфликтов

Практическое занятие. Задание: 1.Сформулируйте проблемную (конфликтную) ситуацию.

2. Решите по алгоритму: 1 этап – анализ и осознание проблемы, выяснение причин конфликта с учетом условий.

2 этап – анализ исходных данных: места ситуации в целостном процессе деятельности; характеристика участников (компонентов) ситуации, их взаимоотношений.

3 этап – выдвижение гипотезы. Выбор из имеющейся базы знаний и опыта наиболее целесообразных средств и методов.

Тема 12.Власть и партнерство

Семинар.

План: 1.Содержание понятий «власть» и «партнерство». 2. Классификация форм власти. Власть, основанная на принуждении, характеристика власти, основанной на вознаграждении. Формы вознаграждений, используемые руководителем. Основные черты экспертной власти. Формы монополии на информацию, используемые менеджером для управления персоналом. Характеристика законной власти. 3. Сильные и слабые стороны различных форм власти.

Литература: 5, 10, 12, 14.

Тема 13. Формальное и неформальное управление.

Организационная культура

Семинар.

План: 1. Определение и особенности формального и неформального управления. 2. Понятие и структура организационной (корпоративной) культуры. Составные элементы и факторы воздействия организационной культуры. 3. Сильная и слабая культура. Принципы формирования и методы поддержания организационной культуры.4. Психология и этика деловых отношений.

Построить социограмму «Звезды группы».

Литература: 2, 6,12, 14, 23,25,27.

Тема 14. Инновационный потенциал менеджмента

Практическое занятие.

Задание: 1. Классификация новаций: по содержанию – технические, организационные, социальные, экономические. 2. Инновационный проект, его реализация. Эффективность инновационного проекта. 3. Особенности работы менеджера в кризисной ситуации.

Литература: 18,22,28.

Тема 15. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления

Практическое занятие.

Задание: 1.Направления диверсификации для фирм, связанные с изменением продукта, рынка, отрасли, конкурентной позиции, технологии. 2. Выбор стратегии диверсификации, разновидности: концентрическая (центрированная), горизонтальная, конгломератная, создание совместных производств, или выделенного интегрированного производства (ВИП).

Литература: 19, 23, 25,28

Тема 16. Эффективность менеджмента и пути ее повышения

Практическое занятие.

Задание: 1. Признаки эффективного менеджмента. Социальная эффективности управления организацией и критерии ее оценки. Экономическая эффективность менеджмента организации.

Задание 2. Задание: провести оценку деловых качеств, определить преимущественную ролевую позицию, сравнивая самооценку и внешнюю оценку вашего партнера.

Литература: 1, 8, 10,15,25


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: