double arrow

Глава 8. Методы воспитательной работы с детьми


Методы воспитательной работы с детьми

Вожатый, в своей работе с детьми использует различные методы воспитательного воздействия на детей. Методы воспитательной работы будут действенны, если их применять в системе. К числу ведущих методов воспитательной работы относятся: убеждение словом и положительным примером, поручение, соревнование, игра, поощрение и наказание.

Убеждение

Убеждение как метод является целенаправленным воздействием на сознание и чувства, словом и положительным примером. Педагогически не обоснованное применение этого метода таит в себе опасность чисто словесного воспитания, так как воспитанники лишь на слух воспринимают нужные и правильные слова о нравственном совершенствовании, которые в избытке слышат от взрослых, но слова эти никак не отражаются, никак не воздействуют на их поведение. Об опасности такого разрыва между словом и делом предупреждал в свое время русский педагог К.Д. Ушинский: «Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, что вы дали им ширмы для закрытия этих пороков...»




Какие педагогические условия надо соблюдать, чтобы убеждение словом достигло цели? Прежде всего, темы сборов, вечерних свечек, диспутов, бесед, темы коллективных обсуждений должны быть актуальны и своевременны. Бессмысленно обсуждать фильм или книгу, который дети не смотрели или которую не читали. Необходима предварительная подготовка материала для планируемого убеждения. Конкретность, яркость, эмоциональность убеждения словом зависят от умения вожатого привлечь конкретные факты из жизни самих ребят, из книг, журналов, исторических примеров, телепередач. Дети охотно участвуют в обсуждении и достаточно сложных проблем, ценят уважительное отношение к их мнениям и суждениям, принимают истину, если она устанавливается в живой и убедительной дискуссии.







Сейчас читают про: