Поддержка отряда, похвала нужна ребятам. Их успехи, пусть самые крошечные, должны быть отмечены. Но похвала, поощрение — палка о двух концах. Совсем того не желая, нетрудно именно постоянными поощрениями и наградами воспитать в некоторых ребятах самодовольство, пренебрежение к товарищам. Поэтому важно, чтобы в вынесении благодарности и награды участвовал весь коллектив. Дети должны усвоить: наибольшая ценность у тех добрых дел и поступков, которые совершают из нравственных побуждений, а не ради похвалы и награды.
В детском коллективе недопустимо наказание трудом. Использование трудового наказания в качестве наказания может обусловить отношение к труду как к неприятной обязанности, которую должны выполнять лишь провинившиеся. Гораздо больший воспитательный эффект достигается, если наказанием становится ограничение права трудиться. Причем в данном случае труд — не обязанность ребенка, а его стремление, желание, хотение. Так, дежурная группа по конюшне, халатно отнесшаяся к своим обязанностям и повлекшая сбой в работе конной секции, не допускалась к своим обязанностям в течение трех дней. Для детей, это было серьезное наказание, которое заставило их пересмотреть свое отношение к возложенным на них обязанностям.
|
|
В отдельных случаях, если необходимость поработать воспринимается как естественное следствие проступка, такая мера оправдана: насорил — убери, плохо подготовили помещение для сбора отряда, придется повторить еще раз.
Основное требование к применению индивидуального наказания — было оправданным и обязательно справедливым.