Основные приёмы и способы ведения бухгалтерского учёта

Базовые принципы бухгалтерского учёта, которые раскрывают его сущность и являются основой при разработке учётной политики организации, следующие:

1. Принцип имущественной обособленности экономического субъекта.

2. Принцип постоянно действующей организации.

3. Принцип денежного измерения.

4. Принцип начисления (соответствия).

Принцип имущественной обособленности экономического субъекта соответствует принципу хозяйственной единицы и предусматривает раздельное отражение активов собственника и его обязательств относительно имущества и обязательств других экономических субъектов. Бухгалтерский учёт организации ведётся по определенной системе, в основе которой лежит учётная политика, разработанная организацией в соответствии с действующими нормативными актами и выбранной стратегией её развития.

Принцип постоянно действующей организации – непрерывность деятельности, т.е. организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности.

Принцип денежного измерения – один из основополагающих, фундаментальных принципов бухгалтерского учёта, т.к. выбор единицы и метода измерения стоимости того или иного объекта учёта непосредственно оказывает влияние на формирование финансового результата хозяйственной деятельности организации.

Какой бы вариант оценки конкретного объекта организация ни выбрала, она не должна выходить за рамки установленных ограничений, соблюдение которых является обязательным:

а) пообъектный учёт каждого вида имущества и обязательств;

б)соблюдение принципа непрерывности функционирования предприятия;

в) нейтральность информации в процессе формирования затрат на приобретение, позволяющая исключить преднамеренное искажение информации в интересах определённых пользователей;

г) осторожность (осмотрительность) экономического субъекта, всегда направленная на проявление большей готовности к учёту потенциальных убытков. Результатом этого является формирования различного рода резервов по сомнительным долгам или оценки отдельных видов имущества по наименьшей стоимости;

д) оценка отдельных видов имущества не должна превышать стоимость их покупки, а оценка продукции собственного изготовления – текущих издержек;

е) последовательность применения выбранных приоритетов. Это означает, что организация использует выбранные в учётной политике приоритеты (стандарты) неизменно, от одного учётного периода к другому.

Принцип начислений (соответствия) предполагает чёткое разделение во времени между получением денежных средств и правом на их получение, с одной стороны, выплатой (расходом) денежных средств и правом на совершение (погашение) обязательств по данной операции – с другой. Соблюдение этого принципа позволяет установить временную определённость отражения в учёте хозяйственных операций и правильно исчислять финансовый результат путём сопоставления расходов и доходов, относящихся к данному отчётному периоду.

При формировании учётной политики организация должна соблюдать следующие требования:

· полноты, т.е. учётная политика должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности;

· своевременности, т.е. учётная политика должна обеспечивать своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности;

· приоритета содержания перед формой, т.е. учётная политика должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

· непротиворечивости, т.е. учётная политика должна обеспечивать тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;

· рациональности, т.е. учётная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя их условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Основными этапами учётного процесса, которые обеспечивают изучение многочисленных объектов бухгалтерского учёта, являются наблюдение, стоимостное измерение, регистрация и обобщение. Для их осуществления используется система определённых приёмов, или способов, которая составляет метод бухгалтерского учёта. Элементами метода бухгалтерского учёта являются:

1. Документирование. Обеспечивает сплошной, непрерывный учёт всех объектов бухгалтерского учёта. Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами (первичными учётными документами).

2. Инвентаризация. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которых проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

3. Оценка и калькуляция. Активы, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности подлежат оценке в стоимостном выражении. Цель оценки - дать стоимостную характеристику каждому объекту учёта. При этом оценка материальных объектов – это способ перевода учётных объектов из натурального измерителя в денежный. Калькуляция – это способ исчисления оценок на основе подсчёта фактических затрат.

4. Счета бухгалтерского учёта и двойная запись. Счёт – это способ группировки текущего (непрерывного, повседневного) учёта и контроля объектов. Каждый бухгалтерский счёт можно представить в виде двухсторонней таблица, левая часть которой называется дебет, а правая – кредит.

Дебет№ Наименование   счёта Кредит
СН – остаток на начало месяца ОД – обороты по дебету за месяц СК – остаток на конец месяца   ОК – обороты по кредиту за месяц

Все счета по отношению к балансу делятся на активные, пассивные или активно-пассивные счета. Активные предназначены для учёта имущества (активов) организации, пассивные – источников формирования этого имущества (капитала и обязательств).

Первой записью на счетах является запись начального остатка, который называется сальдо. На активных счетах сальдо записывают по дебету (дебетовое), а на пассивных счетах – по кредиту (кредитовое). После записи сальдо на счетах в хронологическом порядке отражают хозяйственные операции, вызывающие изменения соответствующего объекта учёта. При этом если счёт активный, то по дебету записывают увеличение актива, а по кредиту – его уменьшение. В пассивных счетах – по кредиту записывают увеличение источника, а по дебету – его уменьшение. В конце месяца подсчитывают обороты (суммы изменений) за период отдельно по дебету и кредиту и рассчитывают сальдо конечное:

если счет активный: СК = СН + ОД – ОК;

если счет пассивный: СК = СН - ОД + ОК,

где СК – сальдо конечное;

СН – сальдо начальное;

ОД – обороты дебета;

ОК – обороты кредита.

Для отражения хозяйственных операций на счетах используется метод двойной записи, т.е. запись хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учёта дважды: по дебету одного и кредиту другого в одной и той же сумме.

Корреспондирующими называются счета, которые взаимодействуют в данной хозяйственной операции, а взаимосвязь называется корреспонденцией и обозначается бухгалтерской проводкой.

Бухгалтерский баланс и отчётность. Бухгалтерская отчётность представляет собой систему показателей, отражающих на отчётную дату имущественное и финансовое положение организации, а также финансовые результаты её деятельности за отчётный период. Отчётность организации регламентируется ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» [3].

Бухгалтерский баланс – это способ обобщённого отражения и группировки в денежной оценке имущества и обязательств организации на определённую дату. Баланс является отчётным документом и составляется на последний календарный день отчётного периода. Бухгалтерский баланс включает в себя две части, одна из которых называется активом, а другая – пассивом.

Активы – это хозяйственные средства организации (внеоборотные, оборотные средства, включая средства в расчётах или дебиторскую задолженность).

Пассивы – это источники образования хозяйственных средств организации (собственный и заёмный капитал, включая кредиторскую задолженность).

Имущество и обязательства, а также источники их образования группируются в балансе в разделах и статьях. Статьей баланса называется каждая позиция (строка) актива и пассива.

Итоги актива и пассива баланса равны между собой. Итог баланса называется «валюта баланса».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: