Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание). к практическим занятиям

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

Модуль 4 Физиология адаптации, сенсорных систем и высшей нервной деятельности

учебной дисциплины (модуля) Нормальная физиология

для специальности 060105 – медико-профилактическое дело

курс _2_ семестр ___4____

Составители: Маркина Л.Д., д.м.н., профессор

Маркин В.В., к.м.н., доцент

Рецензент: Маркелова Е.В., д.м.н.,

профессор, заведующая кафедрой

патологической физиологии

Владивосток – 2013 г.


Тема 44: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССА

Мотивация изучения темы. Успешная адаптация организмапозволяет сохранять и развивать его здоровье. Знание различных типов адаптационных реакций и уровней реактивности позволяет оценивать текущее функциональное состояние организма и прогнозировать его динамику.

Цели занятия

Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК-3, ПК-18, ПК-28 по ФГОС специальности «медико-профилактическое дело».

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

Знать: общие механизмы развития адаптационных реакций стресса, тренировки, спокойной и повышенной активации, переактивации на разных уровнях реактивности организма.

Уметь: объяснять основные проявления адаптационных реакций в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.

Владеть: методами определения биологического возраста человека, типа адаптационной реакции и уровня реактивности организма; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1. Физиологическая сущность феномена адаптации. Неспецифическая и специфическая адаптация.

2. Биотические и абиотические факторы, к которым организм адаптируется.

3. Реакция стресса (Г.Селье). Дистресс и эустресс.

4. Стресс - реализующая система.

5. Современные представления о структуре и механизмах развития общего адаптационного синдрома: понятие о реакции тренировки, спокойной и повышенной активации, уровнях реактивности организма. Динамика развития АР.

6. Стресс - лимитирующая система.

7. Сущность метода активационной профилактики и терапии.

8. Типы и стратегии адаптивного поведения.

9. Срочная и долговременная адаптация организма. Фазы адаптации.

10. Норма адаптивной реакции и цена адаптации. Сложные и перекрёстные адаптации. Критерии адаптации.

11. Специфические механизмы адаптации (адаптация к низкой и высокой температуре, режимам двигательной активности, гипоксии).

Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1. Записать фазы адаптации

1. Зарисовать схему механизмов адаптации.

2. Перечислить стадии стресса по Г. Селье.

3. Перечислить гормоны, играющие главную роль в каждой стадии стресса.

4. Составить таблицу развития адаптации в различных условиях внешней среды по следующей схеме:

Факторы внешней среды Период острой адаптации Период устойчивой адаптации
проявление механизмы проявление механизмы
Низкие температуры        
Высокие температуры        
Высокогорье (гипоксия)        

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Какие системы организма участвуют в неспецифической адаптации?

2. В чём проявляется специфическая адаптация организма?

3. Перечислите критерии адаптации?

4. Какие гормоны являются главными гормонами адаптации?

5. В чём проявляются побочные эффекты глюкокортикоидов?

6. Что понимают под реакцией стресса?

7. При каких условиях возникает реакция стресса?

8. Какие компоненты формируют стрессреализующую систему?

9. Какие компоненты включает стресслимитирующая система?

10. При каких условиях возникают реакции тренировки, спокойной и повышенной активации?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
       
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин
II. Основная часть занятия 80-90 %
       
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин
7. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: