Посещение больных - один из прекрасных обычае ислама. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, укоренил и поднял его до уровня обязанности мусульман и мусульманок перед другими правоверными. Допускать упущения или небрежности в этом вопросе - значит брать на свою душу большой грех. Благородный посланник считал оказание внимания больному элементом этики взаимоотношений между мусульманами. Он включил это в число шести таких обязанностей: «Если встретил другого мусульманина, то приветствуй его. Если он обратился к тебе, то отзовись. Если он попросил совета, то посоветуй. Если он чихнул и выразил хвалу Аллаху, то скажи ему нужное в этом случае пожелание. Если он заболел, то навещай его. Если он умер, то проводи его в последний путь».
Оказывая внимание больному, регулярно навещая его, мусульманка не просто проявляет благосклонность, оказывает любезность на сугубо добровольной основе. Она тем самым выполняет предписанное исламом необходимое действие, к которому побуждает ее вероучение. Благородный посланник сказал:
|
|
«Накорми голодного, навести больного». Он считал это необходимым наряду с упомянутыми выше действиями.
Быть может, навещать больных не всегда приятно в том смысле, что вокруг них бывает обстановка уныния и тоски. Однако для истинной мусульманки все это не в тягость, не вызывает досаду или раздражение. Всякое такое посещение у нее вызывает новый духовный подъем. Такое испытывает только тот, кто глубоко размышлял о смысле, вложенном в славный хадис, показывающий всю значимость, посещения больного и вознаграждение и благословение за выполнение этого необходимого действия: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий скажет в день воскресения: «О человек! Я заболел, а ты не навестил меня». Тот в ответ: «О Господь! Как я мог навестить Тебя, Господа миров?» А Господь на это ответил: «Разве ты не знал, что такой-то из Моих рабов заболел, а ты не навестил его. Разве ты не знал, что если бы навестил его, то там нашел бы и Меня? О человек! Я просил тебя накормить меня, а ты не накормил». А тот спрашивает: «Но как я мог накормить Тебя, Господа миров?» Господь в ответ сказал: «Разве ты не знал, что такой-то из Моих рабов попросил тебя накормить его, а ты не накормил его. Разве ты не знал, что если бы ты накормил его, то нашел бы у Меня? О человек! Я просил и тебя попить, но ты меня не напоил». А тот спрашивает: «Но как я мог напоить Тебя, Господа миров?» Господь в ответ сказал: «Такой-то из Моих рабов просил у тебя пить, а ты не напоил его. Разве ты не знал, что если бы ты его напоил, то нашел бы Меня?»
|
|
Какое прекрасное и замечательное это действие - оказание внимания больному! Навещая заболевших сестер по вере, мусульманка вся на виду у своего Всемогущего Господа. Он видит славное деяние и щедро вознаграждает ее за это. Что может быть более славным и благословенным, чем внимательное отношение к заболевшей сестре по вере! Тем более, если к этому ее побуждает, благословляет и высоко ценит это Господь!
Мы можем себе представить всю горечь сожаления, разочарования и стыда, которые разрывают душу нерадивой женщины, проявившей равнодушие к судьбе заболевшей сестры но вере в наступивший час раскаяния!
В условиях исламского общества больной не чувствует себя одиноким. Теплые чувства посещающих смягчают его горе. Поистине, это высшее достижение человеческой культуры и человеческих чувств. Ни одна община в истории не знала такого проявления сочувствия и отзывчивости, какие присущи исламу.
На Западе больного могут определить в госпиталь. Он может найти лечащего врача, который будет лечить его и ухаживать за ним. Но в условиях западного общества он редко встретит и ощутит на себе сострадательное прикосновение, слова целительного утешения и сочувствия, исцеляющей улыбки и душевного сопереживания.
Причина такого явления заключается в том, что на Западе жизнь окутана излишне материализированным подходом к ней. Такой подход гасит свет человеческого чувства, затемняет чувства братского отношения к другому, исключает нематериалистический порыв творить добро.
В условиях западного общества человек не испытывает какой-либо побудительной силы навестить больного, если за этим не кроется определенный интерес, который рано или поздно принесет материальную выгоду. В то же время мусульманин навещает больного, стремясь к награде, которую приготовил Аллах.
Имеется много нормативных предписаний сунны, которые побуждают у человека мотивацию искренне, просто так, от души навестить больного.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, своим проницательным умом и тонким пониманием человеческой души исходил из того, что посещение больного производит на последнего глубокое впечатление, оставляет в его душе глубокий след. Поэтому он не жалел времени на посещение больных, всегда молился за них и утешал их. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «У пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, был слуга - еврейский мальчик. И вот он заболел. Благородный посланник пришел к нему, сел у изголовья и сказал: «Прими ислам». Тот посмотрел на своего отца, находившегося здесь же. Отец и говорит: «Повинуйся Абу Касиму (букв, отец Касима -имя Пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний и ниспошлет ему Свою благодать - прим. ред.)». И мальчик принял ислам. Благородный посланник вышел, говоря: «Хвала Аллаху, который спас его от адского огня».
Как мы видим, пророк, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, не упустил случая, навещая больного, предложить ему принять ислам. Он знал, что великодушное посещение окажет большое воздействие на мальчика и его отца, которых он покорил своим благородством, великодушием и добротой. И они откликнулись на его призыв. Посещение больного привело на истинный путь. Благородный посланник произносит хвалу Аллаху. Какой великий человек - посланник! Какой он мудрый и умелый призывающий!
Благородный посланник уделял большое внимание этому вопросу, поэтому выработал правила и обычаи. Его благородные сподвижники сохранили и передали их в сунне. Обычно он садился у изголовья больного, как мы уже видели в приведенном выше примере. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, тоже вспоминал об этом: «Когда пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, навещал больного, садился у изголовья и говорил: «Обращаюсь к Великому Аллаху, обладателю Великого трона с просьбой исцелить тебя»».
|
|
Он также гладил больного правой рукой и взывал к Аллаху. Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Когда пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, навещал домочадцев, гладил их рукой и говорил: «О Господь людей! Отврати беду и исцели. Ты исцеляющий. Нет исцеления полным исцелением, кроме Твоего исцеления полным исцелением».
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, навестил больного бедуина и сказал: «Ничего страшного. Твоя болезнь - это очищение от твоего греха»».
Ислам воспитал мусульманку в духе утонченности чувств и доброты благородного сердца. И она, услышав, что такая-то заболела, поспешит навестить ее, стараясь в полной мере следовать сказанному в сунне.
Еще на начальном этапе ислама мусульманка уяснила большое значение посещения больного. Она увидела, что эта традиция несет в себе глубокий смысл, ибо способствует укреплению общения, обоюдных отношений, дружбы, проявления взаимного милосердия, взаимной выручки. И она с самого начала старательно выполняла столь благородное необходимое действие. Тем самым она восстанавливает разрушенное болезнью, удаляет печаль, укрепляет узы братства, утешает огорченную душу. Мусульманской женщине в наши дни следует в полной мере воскресить эту достойную похвалы гуманную исламскую традицию.