Навещает больных

Посещение больных - один из прекрасных обычае ислама. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, укоренил и поднял его до уровня обя­занности мусульман и мусульманок перед другими правоверны­ми. Допускать упущения или небрежности в этом вопросе - зна­чит брать на свою душу большой грех. Благородный посланник считал оказание внимания больному элементом этики взаимоот­ношений между мусульманами. Он включил это в число шести таких обязанностей: «Если встретил другого мусульманина, то приветствуй его. Если он обратился к тебе, то отзовись. Если он попросил совета, то посоветуй. Если он чихнул и выразил хвалу Аллаху, то скажи ему нужное в этом случае пожелание. Если он заболел, то навещай его. Если он умер, то проводи его в послед­ний путь».

Оказывая внимание больному, регулярно навещая его, му­сульманка не просто проявляет благосклонность, оказывает лю­безность на сугубо добровольной основе. Она тем самым вы­полняет предписанное исламом необходимое действие, к кото­рому побуждает ее вероучение. Благородный посланник сказал:

«Накорми голодного, навести больного». Он считал это необхо­димым наряду с упомянутыми выше действиями.

Быть может, навещать больных не всегда приятно в том смысле, что вокруг них бывает обстановка уныния и тоски. Од­нако для истинной мусульманки все это не в тягость, не вызыва­ет досаду или раздражение. Всякое такое посещение у нее вызы­вает новый духовный подъем. Такое испытывает только тот, кто глубоко размышлял о смысле, вложенном в славный хадис, по­казывающий всю значимость, посещения больного и вознаграж­дение и благословение за выполнение этого необходимого дей­ствия: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий скажет в день воскресения: «О человек! Я заболел, а ты не навестил меня». Тот в ответ: «О Господь! Как я мог на­вестить Тебя, Господа миров?» А Господь на это ответил: «Раз­ве ты не знал, что такой-то из Моих рабов заболел, а ты не наве­стил его. Разве ты не знал, что если бы навестил его, то там на­шел бы и Меня? О человек! Я просил тебя накормить меня, а ты не накормил». А тот спрашивает: «Но как я мог накормить Тебя, Господа миров?» Господь в ответ сказал: «Разве ты не знал, что такой-то из Моих рабов попросил тебя накормить его, а ты не накормил его. Разве ты не знал, что если бы ты накормил его, то нашел бы у Меня? О человек! Я просил и тебя попить, но ты ме­ня не напоил». А тот спрашивает: «Но как я мог напоить Тебя, Господа миров?» Господь в ответ сказал: «Такой-то из Моих ра­бов просил у тебя пить, а ты не напоил его. Разве ты не знал, что если бы ты его напоил, то нашел бы Меня?»

Какое прекрасное и замечательное это действие - оказание внимания больному! Навещая заболевших сестер по вере, му­сульманка вся на виду у своего Всемогущего Господа. Он видит славное деяние и щедро вознаграждает ее за это. Что может быть более славным и благословенным, чем внимательное отно­шение к заболевшей сестре по вере! Тем более, если к этому ее побуждает, благословляет и высоко ценит это Господь!

Мы можем себе представить всю горечь сожаления, разочарования и стыда, которые разрывают душу нерадивой женщи­ны, проявившей равнодушие к судьбе заболевшей сестры но ве­ре в наступивший час раскаяния!

В условиях исламского общества больной не чувствует се­бя одиноким. Теплые чувства посещающих смягчают его горе. Поистине, это высшее достижение человеческой культуры и че­ловеческих чувств. Ни одна община в истории не знала такого проявления сочувствия и отзывчивости, какие присущи исламу.

На Западе больного могут определить в госпиталь. Он мо­жет найти лечащего врача, который будет лечить его и ухажи­вать за ним. Но в условиях западного общества он редко встре­тит и ощутит на себе сострадательное прикосновение, слова це­лительного утешения и сочувствия, исцеляющей улыбки и ду­шевного сопереживания.

Причина такого явления заключается в том, что на Западе жизнь окутана излишне материализированным подходом к ней. Такой подход гасит свет человеческого чувства, затемняет чув­ства братского отношения к другому, исключает нематериалистический порыв творить добро.

В условиях западного общества человек не испытывает какой-либо побудительной силы навестить больного, если за этим не кроется определенный интерес, который рано или позд­но принесет материальную выгоду. В то же время мусульманин навещает больного, стремясь к награде, которую пригото­вил Аллах.

Имеется много нормативных предписаний сунны, которые побуждают у человека мотивацию искренне, просто так, от ду­ши навестить больного.

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, своим проницательным умом и тонким пониманием человеческой души исходил из того, что по­сещение больного производит на последнего глубокое впечатле­ние, оставляет в его душе глубокий след. Поэтому он не жалел времени на посещение больных, всегда молился за них и утешал их. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «У пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, был слуга - еврейский мальчик. И вот он заболел. Благородный посланник пришел к нему, сел у изголовья и сказал: «Прими ис­лам». Тот посмотрел на своего отца, находившегося здесь же. Отец и говорит: «Повинуйся Абу Касиму (букв, отец Касима -имя Пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний и ниспошлет ему Свою благодать - прим. ред.)». И мальчик принял ислам. Благородный посланник вышел, говоря: «Хвала Аллаху, который спас его от адского огня».

Как мы видим, пророк, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, не упустил случая, навещая больного, предложить ему принять ислам. Он знал, что велико­душное посещение окажет большое воздействие на мальчика и его отца, которых он покорил своим благородством, великоду­шием и добротой. И они откликнулись на его призыв. Посеще­ние больного привело на истинный путь. Благородный послан­ник произносит хвалу Аллаху. Какой великий человек - послан­ник! Какой он мудрый и умелый призывающий!

Благородный посланник уделял большое внимание этому вопросу, поэтому выработал правила и обычаи. Его благородные сподвижники сохранили и передали их в сунне. Обычно он са­дился у изголовья больного, как мы уже видели в приведенном выше примере. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, тоже вспоминал об этом: «Когда пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, навещал больного, садился у изголовья и говорил: «Обращаюсь к Великому Аллаху, облада­телю Великого трона с просьбой исцелить тебя»».

Он также гладил больного правой рукой и взывал к Алла­ху. Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Ког­да пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, навещал домочадцев, гладил их рукой и говорил: «О Господь людей! Отврати беду и исцели. Ты исцеляющий. Нет исцеления полным исцелением, кроме Твоего исцеления пол­ным исцелением».

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благо­дать, навестил больного бедуина и сказал: «Ничего страшного. Твоя болезнь - это очищение от твоего греха»».

Ислам воспитал мусульманку в духе утонченности чувств и доброты благородного сердца. И она, услышав, что такая-то заболела, поспешит навестить ее, стараясь в полной мере следо­вать сказанному в сунне.

Еще на начальном этапе ислама мусульманка уяснила большое значение посещения больного. Она увидела, что эта традиция несет в себе глубокий смысл, ибо способствует укреп­лению общения, обоюдных отношений, дружбы, проявления взаимного милосердия, взаимной выручки. И она с самого нача­ла старательно выполняла столь благородное необходимое дей­ствие. Тем самым она восстанавливает разрушенное болезнью, удаляет печаль, укрепляет узы братства, утешает огорченную душу. Мусульманской женщине в наши дни следует в полной мере воскресить эту достойную похвалы гуманную исламскую традицию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: