Правовое положение земель. Категории земель

Земельным законодательством России установлено разделение всех земель Российской Федерации на определенные категории.

Категория земель — это часть земельного фонда, выделя­емая по основному целевому назначению и имеющая опреде­ленный правовой режим пользования и охраны.

В Российской федерации существуют 7 (семь) категорий земель:

1. В составе земельного фонда важнейшее место занимают земли сельскохозяйственного назначения, используемые для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Из которых особо необходимо выделять сельскохозяйственные угодья. Их самый характерный признак — почвенное плодородие; без него эффективное сельскохозяйственное производство невозмож­но. Эти земли находятся в собственности, владении или пользовании граждан, кооперативов, различного рода сельско­хозяйственных предприятий, учреждений и организаций (науч­но-исследовательских, учебно-опытных, подсобных сельских хо­зяйств, межхозяйственных предприятий и организаций).

Сельскохозяйственные земли находятся под особой защитой государства; использование их не по назначению возможно лишь в, исключительных случаях, оговоренных законодательст­вом.

2. Земли населенных пунктов представлены территориями городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Они ограничиваются пределами черты населенного пункта, которая отделяет их от земель, других категорий. Главное назначение этих земель — обслуживание нужд насе­ленных пунктов и проживающего в них населения; находятся они в ведении соответствующих администраций. Согласно земельному законодательству, они выделяются из состав прежних землепользований; их границы устанавливаются в порядке землеустройства.

3. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны иного специального назначения составляют участки предприя­тий, учреждений и организаций, осуществляющих соответствующую деятельность (заводы, фабрики, рудники, шахты, авто­мобильные и железные дороги, войсковые части и так далее). Плодородие земель этой категории не имеет существенного значения, важны лишь их геологические и архитектурно-планировочные качества.

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов - включают территории заповедников, национальных, дендрологи­ческих и мемориальных парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих), памятников природы и архео­логии, курортов, а также другие земельные участки, облада­ющие природными лечебными и иными факторами, которые полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота.Они характери­зуются строго целевым режимом использования.

5. Земли лесного фонда находятся в собственности, владении и пользовании граждан, лесохозяйственных и иных предприя­тий, учреждений и организаций. Они заняты древесно-кустарниковой растительностью или не покрыты лесом, но предо­ставлены для нужд лесного хозяйства и лесной промышлен­ности.

6. Земли водного фонда включают территории, занятые водо­емами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водоемов, магистральных межхозяй­ственных каналов и коллекторов.

7. Земли запаса представлены территориями, которые по разным причинам не переданы в собственность, владение, пользование или аренду гражданам, кооперативам, предприяти­ям, учреждениям, организациям. Они обычно характеризуются удаленностью, низким качеством, малым плодородием.

При межотраслевом распределении земель преимущество от­дается тем производителям и предприятиям, которые наиболее полно используют их биоклиматический потенциал и плодородие. Такой отраслью, прежде всего, является сельское хозяйство, поэтому законодательством предусмотрено первоочередное предо­ставление плодородных земель для сельскохозяйственных целей.

Каждая категория земельного фонда состоит из земельных угодий.

Земельные угодья — это участки земли, систематически используемые или пригодные к использованию для определен­ных хозяйственных целей и различающиеся по своим естественно-историческим признакам.

Классификация угодий ведется, в основном, по двум направлениям. Прежде всего, выделяют с.-х. угодья.

К ним относятся:

- пашня,

- многолетние насаждения,

- залежи,

- сенокосы,

- пастбища.

Отдельно учитываются другие виды угодий (Несельскохозяйственные):

- лесные площади,

- древесно-кустарниковые насаждения,

- болота,

- под водой,

- занятые дорогами и прогонами, постройками, дворами, улицами, площадями и прочими землями, не используемыми в сельском хозяйстве.

К пашне относятся земельные участки, систематически обрабатываемые и используемые под посевы с.-х. культур. Междурядья садов и других многолетних насаждений, временно используемые под посевы с.-х. культур в площадь пашни не включаются, а учитываются в составе многолетних насаждений.

К многолетним насаждениям относятся земельные участки занятые искусственно созданными древесными, кустарниковыми насаждениями, способными давать урожай. В общей их площади отдельно учитываются площади садов, виноградников, ягодников плодопитомников. Площади, занятые дорогами и лесными полосами, в состав многолетних насаждений не входят и учитываются в соответствующих видах угодий. [23, с.12]

Залежами считаются земли, которые ранее вспахивались, но более года не используются для посева с.-х. культур и не подготовлены под пар.

К сенокосам относятся участки пашни, покрытые многолетней травяной растительностью, систематически используемые под сенокос.

В зависимости от естественных свойств подразделяются на заливные, суходольные и заболоченные. Из общей площади заливных и суходольных сенокосов выделяют улучшенные сенокосы. В зависимости от объема и характера проведенных мероприятий они подразделяются на сенокосы коренного и поверхностного улучшения.

Пастбищами называют земли, покрытые многолетней растительностью и систематически используемые для выпаса скота, не пригодные для сенокошения и не являющиеся залежью. Кроме того, в составе пастбищ учитываются площади подкормочных и карантинных площадок, а так же участки скотопрогонов, где животные могут собирать корм.

Пастбища подразделяются на суходольные и заболоченные. Из суходольных отдельно выделяются долголетние пастбища.

Лесные площади – участки покрытые лесом, включая лесные культуры, редины, вырубки, гари и погубленные лесные насаждения, необлесившиеся лесосеки, прогалины, пустыри, лесные питомники [23, с.14]

Среди древесно-кустарниковых насаждений отдельно учитывают: участки,не входящие в Государственный лесной фонд, занятые полезащитными лесными полосами или озеленительными древесно-кустарниковыми насаждениями, деревьями или группами деревьев на землях с.-х. предприятий; защитными насаждениями на полосах отвода автомобильных и железных дорог и каналов; озеленительные насаждения в городах и населенных пунктах; деревья на приусадебных и дачных участках.

- К лесным полосам относят:

- полезащитные лесные полосы для предотвращения эрозии почв;

- садозащитные полосы;

- приовражные и прибалочные лесные полосы;

- овражные насаждения;

- прибрежные лесные насаждения;

- защитные лесные насаждения на песках, с целью защиты от эрозии.

Болота – избыточно увлажненные участки земли с наличием на поверхности разложившихся остатков в виде торфа. Различают: верховые болота, переходные болота и низинные болота. Переходные болота занимают промежуточное положение между верховыми и низинными, увлажняемые как за счет атмосферных осадков, так и за счет грунтовых вод.

Земли под водой – земли занятые естественными и искусственными водоемами. Отдельно учитываются земли занятые реками, ручьями, озерами, водохранилищами, прудами и другими искусственными водоемами.

Особую категорию составляют оленьи пастбища – земельные участки, расположенные в зоне тундры, лесотайги, растительный покров которых пригоден для пастьбы северных оленей.

К нарушенным относятся земли почвенный покров которых был поврежден или полностью уничтожен при разработке полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и других работ. [23, с.15]

Среди «прочих» земель, не используемых в сельском хозяйстве, выделяют:

- развеваемые пески, лишенные растительности;

- овраги;

- ледники;

- земли, занятые оползнями, осыпями, глинистыми и бенистыми поверхностями и галечниками;

- другие неиспользуемые земли.

Российским законодательством предусмотрено создание на землях сельскохозяйственного назначения фон­дов перераспределения земель, в состав которых включаются участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель работникам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ (в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий).

Эти участки подлежат продаже по конкурсу (при наличии нескольких претендентов) или передаче в аренду с правом последующего выкупа. Они являются резервом для расширения существующих или формирования новых крестьянских (фермер­ских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Формирование категорий земель и последующие изменения их площади происходят путем создания новых или реоргани­зации существующих землевладений и землепользовании. Прак­тически

Управление земельным фондом осуществляется органами местной администрации в соответствии с их компетенцией, на основе Конституции РФ и земельного законодательства.

Глав­ные функции по распоряжению землей возложены на сельские, поселковые и районные (городские) администрации. Гражданам, имеющим в собственности земельные участки, предоставлено право продавать их, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог и в аренду, обменивать.

Приобретение и продажа земельных участков осуществляются с обязательным оформлением сделок в учреждениях Росреестра (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).

На органы Росреестра и подведомственные им предприятия возложены определённые функции по управлению земельными ресурсами. Они организуют работы по государственному кадастровому учёту земель, мониторингу земель, подготовке и реализации схем использования и охраны земельных ресурсов, схем и проектов землеустройства, по проведению противоэрозионных и иных мероприятий. Указанные предприятия проводят также съемку и картографирование земель, почвенные, геоботанические и другие обследования.

В управлении земельным фондом принимают участие государственные органы по охране природы и рациональному природопользованию, которые несут ответственность за комп­лексную природоохранную деятельность.

Земельное законодательство разграничивает правомочия пред­ставительных органов и администраций разных уровней по регулированию земельных отношений, землевладения и земле­пользования.

В компетенцию местных органов власти входят: предоставление и изъятие земель, взимание платы за землю, контроль за использованием и охраной земель.

Субъекты Федерации осуществляют разработку актов земельного законо­дательства, единых принципов платы за землю, программ рационального использования земель, повышения плодородия почв и охраны земельных ресурсов, организуют проведение землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель.

В компетенцию федеральных властей переданы наиболее общие земельные проблемы. Для решения некоторых из них требуется договоренность с республиками, краями, областями, автоном­ными образованиями. Действует также принцип согласования органами более высокого уровня своих решений по земельным вопросам с нижестоящими.

Задачи управления земельным фондом России предполагают выполнение на государственном уровне действий, которые затрагивают интересы всех или нескольких республик, краев и областей, в том числе:

- предоставление земель для федеральных нужд;

- разработка земельных программ, механизма рационального землевладения, землепользования и регулирования земельных отношений;

- правовое обеспечение использования и охраны земель на основе развития соответствующего законодательства;

- установление порядка ведения земельного кадастра, единых принципов платы за землю, осуществления мероприятий по созданию информационной базы землевладения и землепользо­вания;

- установление основных положений системы землеустройства;

- осуществление мониторинга и контроля за использованием и охраной земель.

Перечисленные мероприятия формируют и развивают новый земельный строй и прямо направлены на обеспечение земель­ной реформы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: