Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. 55). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

Рис. 55. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста.
Часть 1. Психологическая диагностика
Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице 7, и затем анализируется.
Таблица 7 Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника
| п/п | Фиксируемые признаки речи | Частота употребления этих признаков ребенком |
| Существительные | ||
| Глаголы | ||
| Причастия | ||
| Деепричастия | ||
| Прилагательные в начальной форме | ||
| Прилагательные в сравнительной степени | ||
| Прилагательные в превосходной степени | ||
| Союзы | ||
| Предлоги | ||
| Частицы | ||
| Однородные члены предложения | ||
| Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др. | ||
| Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др. | ||
| Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п. |
В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников






