Полное описание данной методики содержится в третьем разделе седьмой главы книги. Добавим к этому некоторые рекомендации, касающиеся сбора и систематизации экспериментальных данных.
Для облегчения проведения анализа графических изображений рекомендуется воспользоваться следующей таблицей, где представлены признаки, выделяемые в ходе анализа, и оценки этих признаков в баллах (табл. 8).
В эту таблицу-протокол в соответствующую графу и строку вносятся все отмечаемые в рисунке ребенка детали. По окончании анализа подсчитывается количество плюсов и минусов и производится их алгебраическая суммация. В результате получают количественный показатель степени развитости у детей мотивации достижения успехов (если сумма оказалась положительной)
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников
Таблица 8 Табличный протокол к методике для оценки уровня развития мотивации достижения успехов у младших школьников
Код признака по тексту методики | Оцениваемый признак | Дополнительная характеристика признака (знак оценки) | |
Отдельный (плюс) | Смешанный (минус) | ||
1.1 1.2 1.3 1.4-5 1.6 1.7-8 II III IV V | Одиночные линии Параллельные линии Зигзагообразные линии или волнистые линии Геометрические фигуры Кольцеобразные линии Точки Неиспользованное пространство Диагональные конфигурации Множественные волнообразные линии S-образные линии |
или мотивации избегания неудач (если сумма оказалась отрицательной).
Замечания к таблице
Графы 3 и 4 в этой таблице имеют двойное наименование и двойное функциональное значение. Если оцениваемая деталь изображения может быть как одиночной (дискретной), так и соединенной с другими (смешанной), то указанные графы протокола используются, соответственно, для дифференцированной знаковой оценки деталей изображения по данному критерию. Эти же графы можно использовать для того, чтобы проставлять в них соответствующие оценки (если оцениваемая деталь изображения подобным образом не классифицируется).