double arrow

ФМ как система управления – это управление движением фин-ых ресурсов и фин-ми отношениями, возникающими м/д хоз-ми субъектами в процессе движения фин-ых ресурсов


Организация службы ФМ зависит от размера пр-тия и хар-ра уставной деят-ти. На крупных пр-тиях это дирекция во главе с фин-ым директором или главным менеджером. Финансовая дирекция – центральная служба аппарата управления, создаваемая дирекцией пр-тия. Она может состоять из различных подразделений – фин-го отдела, планово-эк-го отдела, бухгалтерии, сектора эк-го анализа, отдела валютных операций и др.

В управлении финансовой деят-ью пр-тия главное лицо – финансовый менеджер – это специалист, кот. осуществляет квалифицированное руководство финансовой деят-ью пр-тия. На крупных пр-тиях формируется группа финансовых менеджеров, за каждым из кот. закрепляются определенные обязанности. На небольших пр-тиях работает один финансовый менеджер, деят-ть кот. регламентируется должностной инструкцией

39. Сущность финансового планирования на предприятии

В плановой экономике полноценного финансового планирования на уровне предприятия не было. Финансовый план предприятия начал разрабатываться только в 1979 г. В это время был провозглашен курс на хозрасчет. Причиной такой ситуации являлось то, что все финансовые вопросы по каждому предприятию решались на ведомственном и отраслевом уровняхуправления народным хозяйством.




В условиях рынка финансы предприятий приобретают принципиально новое содержание по сравнению с финансами, присущими предприятиям плановой экономики. Основными характеристиками финансовой системы предприятия становятся самофинансирование и самоокупаемость. Это означает коренную перестройку финансовых процессов во внутрифирменной экономической и финансовой системе. Однако это не значит, что вопросы планирования уходят на второй план в силу расхожего стереотипа о несовместимости плана и рынка. В целях максимизации эффекта внутрифирменного управления планирование, в том числе финансовое, должно быть построено таким образом, чтобы каждый менеджер получал реальную помощь в результате использования плана. Последний должен составляться не ради планирования, а ради управления.

В рыночных условиях финансовое планирование становится гораздо сложнее и многограннее. Его можно определить как подсистему внутрифирменного планирования, объектом которой выступают финансовые ресурсы, отношения и пропорции. В процессе финансового планирования одновременно обосновываются рациональные отношения, стоимостные пропорции, движение финансовых ресурсов, и на этой основе рассчитываются финансовые показатели на плановый период.

Главная особенность финансового планирования состоит в том, что все планируемые показатели финансовых планов используются в стоимостном выражении.



Финансовое планирование занимает значительное место в системе планирования и управления предприятием.С одной стороны, финансовое планирование – замыкающая подсистема внутрифирменного планирования, с другой стороны – определяющая подсистема управления финансами.

Результатом финансового планированияна предприятии выступает финансовый план, который характеризует объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Финансовый план связан со всеми процессами предприятия.

Цели финансового планированияна предприятии (максимизация продаж; максимизация прибыли; максимизация собственности владельцев компании и т. д.) определяются выбранными критериями принятия финансовых решений.

Объективно финансовое планирование решает следующие задачи:

– обеспечение финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия;

– обоснование путей эффективного вложения капитала, оценку степени рационального его использования;

– выявление состава внутрихозяйственных резервов роста прибыли;

– установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами;

– мониторинг соблюдения интересов инвесторов;

– контроль в целях поддержания нормального финансового состояния предприятия. Организация полноценного финансового планирования на предприятии позволяет ему решать весь комплекс финансовых задач.



Планирование входит в число общих функций управления, присущих любой функционирующей соц.-эконом. системе. Необходимость составления плана определяется причинами: неопределенность будущего; координирующая роль плана; оптимизация эк-их последствий.

Основные планы компаний:

1) Стратег-й план подразумевает формир-ие цели, задач, масштабов и сферы деят-ти компании. Он готовится высшим управл-им персоналом.

Стр-ра: содерж-е и целевые установки деят-ти компании, прогнозы и ориентиры, специализ-ные планы и прогнозы.

2) Производ-ый план сост-ся на основе страт-го плана и предусматривает определение произ-ой, маркет-ой, научно-исслед-й и инвест-ой политики. Он готовится линейными рук-ми и представляет собой программу действий как компании в целом, так и отдельных ее подразделений. Чаще это план выражается в виде так называемого генерального бюджета.

Генбюджет- система взаимосвяз-х операц-ых и фин-ых бюджетов. Процесс построения бюджета в долгоср. и краткоср. персп-ве наз-ся бюджетирование.

3) Фин-ый план – это док-т хар-ий способ достижения фин-ых целей компании и увязыв-ий ее доходы и расходы. 2 типа планов: долгоср-ый (опред-ие допустимых с позиций фин-ой устойч-ти темпов расш-ия фирмы) и краткоср-ый (обеспечение постоянной платежеспос-ти фирмы). Первый осуществ-ся в рамках Бизнес Плана - отражает ключевые показатели, обосновыв-ие целесообр-ть проекта, раскрыв-ие суть нового направ-ия деят-ти. 4 функции: стратегия бизнеса, планирование, привлечение займов и кредитов, рекламно-пропагандистская.

Этапы процесса краткоср-го фин-ия: анализ фин-го полож-ия комп-и, состав-ие прогноз-ых смет и бюджетов, опред-ие общей потреб-ти комп-и в фин-ых ресурсах, прогноз-ие стр-ры источ-ков фин-ия, создан-ие ситемы контроля и управления. Варианты фин-го плана: пессим-ий, наиболее вероятный, оптимист-ий.







Сейчас читают про: