Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах; реализуется в ходе формирования кредитной политики предприятия.

Этапы формирования кредитной политики по отношению к дебиторам следующие.

1. Определение принципов кредитной политики по отношению к дебиторам, в процессе которого решается, какой тип кредитной политики (безрисковый, умеренный или рисковый)следует избрать предприятию.

2. Формирование системы кредитных условий, в состав которых входят следующие элементы:

– срок предоставления кредита;

– размер предоставляемого кредита;

– стоимость предоставления кредита;

– система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства покупателями.

3. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита (в основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность).

4. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности (в составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия продления сроков возврата долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов).

5. Обеспечение использования на предприятии своевременных форм рефинансирования дебиторской задолженности (развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяет использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги).

Основу управления дебиторской задолженностью составляет кредитная политика. Последняя подразумевает ответ на три основных вопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и в каком количестве.

Главный критерий эффективности кредитной политики – рост доходности по основной деятельности компании вследствие увеличения объемов продаж (будет осуществляться при либерализации кредитования) или путем ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (этому способствует ужесточение кредитной политики).

Рассчитать оптимальную точку в коммерческом кредитовании помогает использование предельного анализа, ориентированного на нахождение желаемого равновесия в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа. Либерализация кредитной политики оправдана до тех пор, пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с дополнительными расходами по предоставляемому коммерческому кредиту. Обычно зарубежные предприятия с целью удержания конкурентоспособности проводят широкомасштабные компании, выигрывая десятые или даже сотые доли процентов в улучшении тех или иных показателей.

Для российских предприятий характерна возможность увеличения экономической рентабельности в десятки, а то и сотни процентов при постановке эффективных процедур финансового менеджмента. За последние годы накоплен негативный опыт хозяйствования, который значительно увеличивает шансы добиться успеха при незначительных усилиях финансовых менеджеров.

ДЗ – сумма долгов, причитающаяся фирме со стороны др. предп-ий, а также граждан, явл-ся их должниками. Обычно это товары, проданные и услуги, но не оплаченные, например продажа в кредит. Часто рассчитывают чистую ДЗ как разницу м/д факт-ой суммой и резервом по сомнит-ым долгам. Управление ДЗ вкл. следующие направления дея-ти: 1) контроль за образованием и состоянием ДЗ, 2) определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покуп-ей кред-ой политики, 3) анализ и ранжирование клиентов на основе кредитных историй, 4) контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолж. (на основе реестра старения ДЗ), 5) прогноз поступ-ия ден. ср-в от дебитора (на основе коэф-та инкассации), 6) определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов.

Контроль состояния ДЗ необх-им для того чтобы предотвратить излишнее ее увелич., кот. приводит к снижению ден. поступлений и возникновению безнад-ых долгов способных полностью поглотить прибыль фирмы. Использ-ся показ-ли для контр. состояния ДЗ: 1) классиф-ия ДЗ по срокам возник-ия, 2) величина коэф-та оборачив-ти ДЗ, 3) оценка ДЗ с позиции платежной дисциплины. Кред-ая пол-ка – это комплекс реш-ий включающий срок действия кредита компании, стандарты кредитоспособности, порядок погашения покупат-ой задолж. и предполагаемые скидки. Анализ и ранжирование клиентов осущ-ся в завис-ти от: 1. объема закупок, 2. кредитные истории, 3. предполагаемых условий оплаты прод-ии. Кредитная история – это отчет потенц-го или уже существ-го клиента, о том, как он выполнил свои обязательства. Контроль расчета с дебит-ми по отсроч-м и просроч-ым задолж. предпол-ет классиф-ию клиентов на 5 или 6 категорий в зависимости от степени риска невозврата долгов и составление реестра старения ДЗ. Инкасация налич-ти – это процесс получения ден. ср-в за реализ-ую прод-ию. Коэф-т инкассации Ki = погашение ДЗ в интервале j / продажи месяца i, где i – месяц отгрузки, j – месяц погашения ДЗ.

Методы сокращения ДЗ: 1. политика инкассации – методы кот. компания использует для взимания ДЗ, 2. заключение договоров с покупат-ми с гибкими условиями срока и формы оплаты, 3. продажа ДЗ – факторинг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: