double arrow

Управление дебиторской задолженностью


Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах; реализуется в ходе формирования кредитной политики предприятия.

Этапы формирования кредитной политикипо отношению к дебиторам следующие.

1. Определение принципов кредитной политики по отношению к дебиторам, в процессе которого решается, какой тип кредитной политики (безрисковый, умеренный или рисковый)следует избрать предприятию.

2. Формирование системы кредитных условий, в состав которых входят следующие элементы:

– срок предоставления кредита;

– размер предоставляемого кредита;

– стоимость предоставления кредита;

– система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства покупателями.

3. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита (в основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность).

4. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности (в составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия продления сроков возврата долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов).




5. Обеспечение использования на предприятии своевременных форм рефинансирования дебиторской задолженности (развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяет использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги).

Основу управления дебиторской задолженностью составляет кредитная политика. Последняя подразумевает ответ на три основных вопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и в каком количестве.

Главный критерий эффективности кредитной политики– рост доходности по основной деятельности компании вследствие увеличения объемов продаж (будет осуществляться при либерализации кредитования) или путем ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (этому способствует ужесточение кредитной политики).

Рассчитать оптимальную точку в коммерческом кредитовании помогает использование предельного анализа, ориентированного на нахождение желаемого равновесия в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа. Либерализация кредитной политики оправдана до тех пор, пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с дополнительными расходами по предоставляемому коммерческому кредиту. Обычно зарубежные предприятия с целью удержания конкурентоспособности проводят широкомасштабные компании, выигрывая десятые или даже сотые доли процентов в улучшении тех или иных показателей.



Для российских предприятий характерна возможность увеличения экономической рентабельности в десятки, а то и сотни процентов при постановке эффективных процедур финансового менеджмента. За последние годы накоплен негативный опыт хозяйствования, который значительно увеличивает шансы добиться успеха при незначительных усилиях финансовых менеджеров.

ДЗ – сумма долгов, причитающаяся фирме со стороны др. предп-ий, а также граждан, явл-ся их должниками. Обычно это товары, проданные и услуги, но не оплаченные, например продажа в кредит. Часто рассчитывают чистую ДЗ как разницу м/д факт-ой суммой и резервом по сомнит-ым долгам. Управление ДЗ вкл. следующие направления дея-ти: 1) контроль за образованием и состоянием ДЗ, 2) определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покуп-ей кред-ой политики, 3) анализ и ранжирование клиентов на основе кредитных историй, 4) контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолж. (на основе реестра старения ДЗ), 5) прогноз поступ-ия ден. ср-в от дебитора (на основе коэф-та инкассации), 6) определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов.

Контроль состояния ДЗ необх-им для того чтобы предотвратить излишнее ее увелич., кот. приводит к снижению ден. поступлений и возникновению безнад-ых долгов способных полностью поглотить прибыль фирмы. Использ-ся показ-ли для контр. состояния ДЗ: 1) классиф-ия ДЗ по срокам возник-ия, 2) величина коэф-та оборачив-ти ДЗ, 3) оценка ДЗ с позиции платежной дисциплины. Кред-ая пол-ка – это комплекс реш-ий включающий срок действия кредита компании, стандарты кредитоспособности, порядок погашения покупат-ой задолж. и предполагаемые скидки. Анализ и ранжирование клиентов осущ-ся в завис-ти от: 1. объема закупок, 2. кредитные истории, 3. предполагаемых условий оплаты прод-ии. Кредитная история – это отчет потенц-го или уже существ-го клиента, о том, как он выполнил свои обязательства. Контроль расчета с дебит-ми по отсроч-м и просроч-ым задолж. предпол-ет классиф-ию клиентов на 5 или 6 категорий в зависимости от степени риска невозврата долгов и составление реестра старения ДЗ. Инкасация налич-ти – это процесс получения ден. ср-в за реализ-ую прод-ию. Коэф-т инкассации Ki = погашение ДЗ в интервале j / продажи месяца i, где i – месяц отгрузки, j – месяц погашения ДЗ.



Методы сокращения ДЗ: 1. политика инкассации – методы кот. компания использует для взимания ДЗ, 2. заключение договоров с покупат-ми с гибкими условиями срока и формы оплаты, 3. продажа ДЗ – факторинг







Сейчас читают про: