Управление оборотным капиталом

В хозяйственной деятельности предприятия необходимо участие не только основных, но и оборотных средств, необходимых для своевременного выполнения всех хозяйственных операций.

Оборотный капитал предприятия – его финансовые ресурсы, инвестируемые в оборотные активы.

При этом различают оборотные фонды и фонды обращения.

Оборотные фонды – часть производственных фондов предприятия, вещественные элементы которых в процессе производства, в отличие от основных фонды, расходуются в течение данного производственного цикла, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу (при этом они теряют свою натурально-вещественную форму).

Фонды обращения – средства предприятия, закрепленные в сфере обращения.

Состоят из следующих компонентов: готовой продукции на складах; товаров в пути (отгруженная продукция); денежных средств; средств в расчетах с потребителями продукции.

Оборотные производственные фонды предприятия включают следующие элементы.

1. Производственные запасы – предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, полуфабрикаты собственного изготовления, незаконченные полностью производством в одних цехах и подлежащие дальнейшей переработке в других на том же предприятии.

3. Расходы будущих периодов – невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся к продукции будущего периода.

Структура оборотных средств – соотношение между отдельными элементами оборотных средств или их составными частями.

Знание и анализ структуры оборотного капитала предприятия имеет большое значение, так как в определенной мере характеризует финансовое состояние предприятия на тот или иной момент его работы. Оборотными средствами необходимо управлять с целью оптимизации их структуры и повышения оборачиваемости. Только так можно повысить эффективность их использования.

По охвату нормированием выделяют следующие оборотные средства: нормируемые – оборотные средства в запасах товарно-материальных ценностей; ненормируемые – средства в расчетах, кассе и на счетах в банке.

Формирование собственного оборотного капитала происходит в момент создания предприятия. С этой целью формируется уставный капитал (складочный, паевой). По мере развития предприятия пополнение оборотного капитала может происходить за счет собственных источников, полученных предприятием в процессе своей деятельности, а главным образом – за счет прибыли.

Источники оборотного капитала: устойчивые пассивы – средства предприятия, которые ему не принадлежат, но постоянно находятся в его обороте; прочие собственные средства – временно свободные остатки резервного фонда, фондов специального назначения; краткосрочные кредиты банков; кредиторская задолженность.

Политика управления обор-ым кап-ом включает в себя выбор основных стратег-их решений относительно заданных уровней для каждой категории обор-ых ср-в и способы их фин-ния. Для грамотного управления оборотными А необх-мо знать: 1) величину обор-ых А, 2) величину чистых (собств-х) оборотных ср-в, 3) стр-ру обор-ых ср-в, 4) оборач-ть отдельных элем-ов обор-ых ср-в, 5) рентаб-ть текущих активов, 6) длительн. фин-го цикла.

Рацион-ое управ-ие обор-ми А означает балансирование м/д рисками, связанными с недостатком оборотных А и рисками обусловленными избытком оборотных ср-в. Оптимал-ый уровень обор-ых ср-в позволяет максим-ть прибыль при приемлемом уровне ликвид-ти и коммерческого риска. Управ-ие ликв-ью вкл-ет планирование, поступ-ие и использ-ие ликв-ых рес-ов, т.о. чтобы иметь возмож-ть в нужное время расплатиться по своим краткоср. обяз-ам. Решая вопросы по управлению обор-ми А необх-мо разграничивать понятия произ-го, фин-го и операц-го цикла.

Производ-ный цикл (период обращения запасов) – это период с момента поступл. мат-ов на склад фирмы до момента отгрузки покупателю продук., кот. была изготовлена из данных мат-ов. Фин. цикл (цикл обращения ден. ср-в) – период с момента оплаты поставщикам матер-ов (погашение кредит-ой задолж.) до момента получения денег от покупателя за отгруж-ую продукцию (погаш-ие дебит-ой задолж-ти). Операц-ый цикл – сумма длительности производ-го цикла и период оборота дебит-ой задолж-ти.

В теории ФМ рассмат-ся 3 подхода к формир-ю обор-ых А предпр.: 1) консерват-ый, 2) умеренный, 3) агрессивный. Консер-ый предусм-ет не только полное удовлетворение тек-ей потреб-ти во всех видах обор-ых А, но и создание увеличенных резервов в случае сложностей с обеспечением сырьем и матер-ми, задержки инкассации деб-ой задолж., активизация спроса покуп-ей. Такой подход гарантирует минимиз-ию операц-ых и фин. рисков, но отрицательно сказывается на эффект-ти использ-ия оборот. акт-в, оборачив-ти и уровне рентаб-ти.

Умер-ый направлен на обеспеч. полного удовл-ния текущей потребн. во всех видах обор-ых А, создание нормат-ых страх-ых резервов. Достигается среднее соотнош-ие м/д уровнями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: