Психологическая характеристика ощущений: понятие, виды и свойства

Понятие ощущения. Познавать окружающую среду и самого себя человек начинает с ощущений, благодаря которым перед ним открывается мир, наполненный многообразными оттенками цветов, звуков, запахов. С помощью ощущений человек слышит звуки, различает запахи, цвета, оттенки вкуса, особенности поверхности предметов, состояния внутренних органов и т.п. Ощущение – познавательный процесс, осуществляющий прием и первичную обработку информации об отдельных свойствах явлений окружающего мира и самого себя, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Виды ощущений. Классификацию ощущений принято осуществлять по следующим основаниям (т.е. по общим признакам):

1) Наличие или отсутствие непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение:

  • дистантные (зрение, слух);
  • контактные (вкусовые, болевые, тактильные);
  • обоняние – промежуточное место между дистантными и контакными.

2) Место расположения рецепторов:

· экстерорецептивные ощущения, рецепторы которых расположены на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и т.п.

· интерорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся внутри организма (ощущения голода, жажды, боли и т.п.), несут информацию о состоянии внутренних органов. Так, болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, выступая как защита организма от разрушения. Болевые ощущения, интенсивность которых не осознается в состоянии бодрствования, могут обнаруживать себя в сновидениях.

· проприорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах и сухожилиях и несут информацию о положении тела в пространстве, о движении тела и его частей.

3) Модальность (вид раздражителя):

· зрительные возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух видов: а) палочки, с помощью которых человек различает черный, белый и серый цвет, и б) колбочки, дающих ощущение всех оттенков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового; палочки и колбочки различаются по цветовой чувствительности: желтовато-зеленый является ярчайшим цветом для колбочек, зелено-голубой или голубой для палочек, поэтому огни на рулежных дорожках в аэропортах голубого цвета);

· слуховые ощущения вызываются звуковыми волнами, воздействующих на слуховой нерв, расположенный во внутреннем ухе («улитку»). Все слуховые ощущения делятся на 3 вида: а) речевые (слух к различению звуков речи называется фонематическим); б) музыкальные (музыкальный слух); в) шумы (шум дождя, грохот идущего трамвая);

· вибрационные ощущения несут информацию о колебаниях упругой среды, специальных рецепторов вибрации не обнаружено, ощущать вибрацию могут все ткани организма;

· обонятельные ощущения возникают в результате воздействия летучих веществ, обладающих запахами, на верхнюю часть носовой области;

· вкусовые ощущения (сладкого, кислого, соленого, горького) вызываются воздействием веществ, растворенных в воде или слюне, на вкусовые почки, расположенных на поверхности языка, глотки и неба;

· кожные ощущения, которые делятся на три вида: а)тактильные (ощущения давления и прикосновения), больше всего тактильных клеток на ладонях, кончиках пальцев и губах;

· болевые: сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя, имеют ярко окрашенный эмоциональный фон, так как вызывают положительные и отрицательные эмоции);

· температурные осуществляют теплообмен между организмом и окружающей средой (наиболее чувствительна к холоду спина, наименее грудь);

· осязание: сочетание температурных, болевых, тактильных и кинестезических, мы получаем информацию о гладкости, шероховатости, плотности предметов, а также о прикосновении предмета к телу.

Свойства ощущений:

а) модальность (качество);

б) длительность;

в) пространственная локализация;

г) интенсивность;

д) сенсорная адаптация;

е) взаимодействие (сенсибилизация, синестезия);

ж) контраст.

· Модальность (качество) - это специфические особенности, отличающие один вид ощущений от других (например, слуховые ощущения отличаются от зрительных).

· Длительность ощущения – это его временная характеристика, так как ощущения имеют свою длительность: они не возникают одновременно с началом действия раздражителя и не исчезают с прекращением последнего.

· Пространственная локализация раздражителя в предметном мире, это определяет характер ощущения: дистантные ощущения дают информацию о расположении раздражителя в пространстве, а контактные - о части тела, на которую воздействует раздражитель.

· Интенсивность ощущений (количественная характеристика) определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.

Для измерения интенсивности ощущений введены пороги чувствительности. Существуют три вида порогов:

· нижний абсолютный порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение: чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность и наоборот;

· верхний абсолютный порог чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при котором еще сохраняется данное ощущение;

· дифференциальный порог (закон Вебера-Фехнера) показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменения раздражителя.

При этом важно учитывать:

· чем большей интенсивностью обладает исходный раздражитель, тем больше и порог. Так, если мы попали в достаточно освещенное помещение, то незначительное прибавление света нами будет не замечено. А вот в плохо освещенном помещении достаточно слегка его увеличить, чтобы все ощутили разницу;

· согласно закону Вебера-Фехнера, повторяющиеся раздражения равной интенсивности ведут к снижению интенсивности ощущений.

Сенсорная адаптация – изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Выделяют три вида этого феномена:

· адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (адаптация к ощущению давления, вызываемого наручными часами поясным ремнем, кольцом или очкам);

· негативная адаптация как снижение чувствительности под влиянием действия сильного раздражителя (так, в первые мгновения погружения в ледяную воду ощущаем действие сильного раздражителя, затем интенсивность ощущений снижается);

· позитивная адаптация – повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (неяркий свет заставляет нас приглядываться, негромкий звук - прислушиваться и т.п.).

Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.

Взаимодействие ощущений – это изменение интенсивности ощущений под влиянием других органов чувств, причем происходит как повышение, так и понижение чувствительности. При этом слабые раздражители, вызывающие один вид ощущений, повышают чувствительность других, и, наоборот, сильные раздражители понижают чувствительность других ощущений. Так, чтение книги при громкой музыке понижает чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора.

· Повышение чувствительности, т.е. понижение порога чувствительности в результате взаимодействия органов чувств, называется сенсибилизацией, которая может возникать:

а) стихийно как необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепоты, глухоты), (так, глухие люди обладают повышенной вибрационной чувствительностью, что даже могут слушать музыку, положив руку на рояль);

б) под воздействием специфических требований профессии и условий жизни (так, обонятельные и вкусовые ощущения достигают низкого порога, т.е. повышенной чувствительности у дегустаторов вин, сыра, чая и т.д.).

· При взаимодействии ощущений имеет место синестезия, при которой возникшие ощущения одной модальности возбуждают ощущения другой модальности (так, под влиянием звуков у человека могут возникать цветные зрительные образы, т.н. «цветной слух»).

· Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или параллельно существующего раздражителя. Здесь действует закономерность, в проявлении которой выделим два важных момента:

1) слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность;

2) если же раздражители действуют последовательно, и если предшествующий из них обладает значительной силой, то последующий будет восприниматься как менее сильный, нежели бы он воспринимался изолированно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: