Психологическая характеристика типов темперамента и принципы учета темперамента в деятельности

Психологическая характеристика типов темперамента. Дадим психологическую характеристику типов темперамента, выделив в каждом из них главное свойство и ряд (не менее трех) второстепенных свойств.

Холерик: главное свойство: преобладание возбуждение над торможением, которое раскрывается через такие свойства, как:

а) неуравновешенное, агрессивное поведение;

б) отношение к деятельности: страстно-увлеченное;

в) эмоции: сильные и кратковременные; резкий переход от одной эмоции к другой;

Сангвиник: главное свойство: пластичность, которое обнаруживается через:

а) уравновешенное и дружелюбное поведение;

б) поверхностные и кратковременные эмоциональные переживания;

в) гибкость ума, находчивость;

г) приспособляемость к меняющимся ситуациям, нахождение контакта с новыми людьми, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой;

д) продуктивность при динамической и разнообразной работе, стремление к творчеству и новизне.

Флегматик – главное свойство: преобладание торможения над возбуждением, которое обнаруживает себя через:

а) способность к устойчивости внимания и неспособность к быстроте его переключения на другие объекты;

б) уравновешенное и сдержанное поведение;

б) силу и глубину эмоциональные переживания при их слабой зкспрессии и динамике протекания;

в) невысокую общительность, интровертированность;

г) настойчивость, терпение, усидчивость;

д) длительное формирование межличностных отношений с людьми.

Меланхолик – главное свойство: сензитивность (повышенная чувствительность: низкий порог ощущений и переживания эмоций), которая обнаруживает себя в таких свойствах, как:

а) впечатлительность: чувства отличаются глубиной, большой силой и длительностью, хотя экспрессия слабо выражена;

б) повышенная эмоциональная ранимость, когда незначительный повод вызывает сильные и длительные отрицательные эмоции, устойчивость внимания на психологической травме;

в) склонность к пониженному настроению, тревожности, обидчивости;

г) низкая стрессоустойчивость;

д) в медленном психическом темпе, в вялости и замедленности движений;

е) интровертированности, склонности к замкнутости, слабому внешнему выражению чувств, зависимость от внутренних образов, обращенность к своему внутреннему миру.

Принципы учета темперамента в деятельности.

Холерику:

Рекомендуется:

а) разнообразные виды деятельности, требующие не только концентрации внимания, но и резкое его переключение;

НЕ рекомендуется:

а) однообразная, монотонная работа;

В процессе воспитания: а) развивать инициативность, работоспособность, активность; б) нейтрализовать резкость, вспыльчивость, неустойчивость настроения.

Сангвинику:

Рекомендуется:

а) разнообразная деятельность, в том числе связанная с общением с другими людьми, целесообразен как руководитель;

НЕ рекомендуется:

а) однообразная, монотонная деятельность, особенно та, к которой потерян интерес;

В процессе воспитания: а) развивать инициативность, коммуникабельность, жизнерадостность, устойчивость; б) нейтрализовать неустойчивость интересов и склонностей, несобранность, легкомысленное отношение к делу.

Флегматику:

Рекомендуется:

а) однообразная, монотонная, привычная работа, не требующая быстрого переключения внимания, а также установления широкого круга знакомств и межличностного общения с людьми;

б) деятельность, требующая для своего качественного выполнения высокую устойчивость внимания.

НЕ рекомендуются:

а) новые, неосвоенные виды деятельности, требующие быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях;

б) профессии, связанные с установлением психологического контакта и широкого круга межличностного общения.

В процессе воспитания: а) развивать уравновешенность, настойчивость, высокую работоспособность; б) нейтрализовать недостаточную общительность, медлительность, безразличие, инертность.

Меланхолику:

Рекомендуется:

а) деятельность с оптимальным сочетанием труда и отдыха; б) ориентироваться на повышенную его чувствительность и ранимость.

НЕ рекомендуется: а) работа, требующая большого напряжения, особенно в стрессовых и нестандартных ситуациях, требующих большого нервного напряжения.

В процессе воспитания: а) развивать чуткость, способность к сопереживанию, а также к концентрации внимания; б) нейтрализовать мнительность, неуверенность, обидчивость и замкнутость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: