· На детях талантливых родителей природа отдыхает.
· Рафаэлем может стать только тот, в ком сидит Рафаэль.
· Способности – это личностные образования, включающие в свой состав знания и умения человека.
· «Чтобы иметь талант, нужно быть уверенным, что обладаешь им». (Флобер).
· «Без страсти нет гениальности». (Моммзен).
· В раннем возрасте дети скрывают свои способности, чтобы быть похожими на своих сверстников и не быть ими отвергнутыми.
· Одаренные дети являются более уязвимыми, чем обычные.
Задание 3
Способности часто являются основанием для классификации определенных типов личности. И.П.Павлов в качестве такой основы взял наличие у человека мыслительных или художественных способностей. Вставьте названия этих типов личности в представленные описания и сгруппируйте их так, чтобы у вас получились целостные образы. (Для выполнения этого задания используйте Л.Д.Столяренко. Основы психологии, гл. 5, п. 3.2.):
· Лица … воспринимают окружающий мир непосредственно, не анализируя эту информацию.
· Люди … типа чувствительны, ранимы, легко вживаются в различные образы.
· В мышлении лиц … преобладают абстракции, легкость логических построений, способность к обобщениям и детальному анализу изучаемых явлений.
· Тяготение к точным наукам, склонность к научной деятельности, жизнь больше «умом, чем сердцем» характерно для лиц … типа.
· Богатство эмоций, живость воображения, яркость возникающих образов облегчает представителям … освоение таких видов деятельности, как скульптура, живопись, музыка, литература и т.п.
Задание 4
Ниже перечислены разнообразные характеристики поведения. Определите, личностям с какими акцентуации характера они могут быть свойственны. (Своим ответам дать письменное обоснование). Для выполнения этого задания используйте материалы лекций и учебного пособия (Л.Д.Столяренко. Основы психологии. гл. 5, п. 7.1.).
· Тяга к развлечениям и пустому времяпровождению, к праздной жизни, беспорядочные и бесцельные контакты с людьми, несамостоятельность и проявление безволия.
· Отсутствие эмпатии, тяга к одиночеству, имеет напряженную внутреннюю жизнь, полную фантазий, не желает быть лидером или организатором, холодность, недружелюбие.
· Стремление быть в центре внимания, использование для этого всех имеющихся в распоряжении средств, быстрота и легкость установления контакта с широким кругом людей.
· Любое событие переживается необычно глубоко и длительно, склонность к состраданию и сочувствию, мягкость, альтруизм.
· Поведение часто непредсказуемо, так как зависит от переноса собственного внутреннего состояния вовне, в гневе может совершать поступки, о которых затем сожалеет.
· Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах, быстрым переходом от «мировой скорби» к «безоблачному счастью», любовь к экстравагантной одежде, богатая экспрессия. Крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта.
· Повышенная тревожность, когда даже незначительные события вызывают крайние проявления беспокойства, неумение дать отпор, растерянность перед новым, нерешительность и неуверенность в собственных силах.
· Смена гипертимных и дистимических состояний. В гипертимной фазе преобладает оптимизм, жажда деятельности и активность. Для дистимической фазы характерно замедленность реакций и движений, пессимизм, подавленность.