Дополнительная информация к занятию

Самостоятельный выбор учащимися направления волонтерской деятельности является важным критерием ее эффективности, так как собственное желание и инициатива всегда являются источником активности, творчества и успеха.

В основе достижения общей победы лежит высокая мотивация членов команды (группы) работать вместе на общий результат и добровольность участия в общем деле.

Для достижения общей победы необходимо:

- осознать свою готовность к личному участию в волонтерском, лидерском движении;

- иметь начальные представления о принципах волонтерского движения;

- иметь команду (или оказаться в группе единомышленников);

- предложить свою идею или поддержать выдвинутую кем-то, но значимую и для тебя;

- определить личную форму участия;

- положительно настроиться на общий успех;

Волонтерская деятельность предполагает командный принцип выполнения проекта. Каждое практическое задание подразумевает четкое распределение функциональных обязанностей между участниками, такая форма работы приучает детей работать в командно-распределительной деятельности, где параллельно формируются навыки коллективной ответственности и исполнительности.

Не менее важным является публичная презентация общей победы, в процессе которой каждый участник проекта анализирует личный вклад в результат общего дела, и оценивает деятельность других членов группы. Таким образом, целенаправленная деятельность учащихся по достижению общей победы формирует определенные личностные качества: умение работать в коллективе, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности; умение подчинить свой темперамент, характер и время интересам общего дела; умение работать на результат. Особенно важна общая победа для учащихся подросткового возраста. Именно общение со сверстниками, их признание, чувство собственной принадлежности к обществу в подростковом возрасте представляется наиболее важным, так как в общении со сверстниками подростки находят настоящий эмоциональный контакт и понимание, потому что ее членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. Кроме того, установлено, что группа сверстников во многом диктует подростку формы поведения и формирует позиции и отношение к себе и окружающим.

Волонтерская деятельность решает многие диагностические задачи в работе со школьниками, например, показывает личностные особенности учащихся, их сильные и слабые стороны, главное – способности учащихся к реальным взаимодействиям с другими людьми. Опыт работы по достижению общей победы может быть инструментом для дальнейшего развития учащихся в области партнерского общения и партнерского бизнеса.

В качестве примера опыта достижения общей победы можно привести деятельность учащихся МАОУ «Лицей имени Н.И. Лобачевского при Казанском (Приволжском) федеральном университете» в рамках занятий «Основы лидерства».

Во время занятия учащиеся:

1. Предложили по методу мозгового штурма идеи того, чем бы они хотели заниматься, какая деятельность и в каком направлении может быть организована;

2. Предложили каждому участнику свободный выбор занятия (каждый участник сам записывается в ту группу, где ему хотелось быть волонтером);

3. Обсудили сроки реализации проекта;

4. 4. Выбрали инициативную группу учащихся, которая должна подготовить полное описание проекта;

5. 5. Выявили лидера группы, взявшего на себя ответственность за координацию реализации социально-значимого проекта;

6. 6. Определили время ежедневных встреч группы для обсуждения этапов деятельности и конкретных дел в рамках проекта;

7. 7. Обратились за помощью к взрослым товарищам (лицейскому психологу, администрации, классным руководителям);

8. 8. Рассказывали на занятиях о своих маленьких общих победах и дальнейших планах действий.

По инициативе учащихся, посещающих занятия «Основы лидерства» в МАОУ ««Лицей имени Н.И. Лобачевского при Казанском (Приволжском) федеральном университете», были сформированы четыре группы, которые участвовали в реализации социально-значимых проектов.

Такими проектами явились:

· «Мой маленький друг»;

· «Собачий приют»;

· «Протяни руку другу»;

· «Уступи место старшему».

Проект «Мой маленький друг» был поддержан большинством учащихся группы. В состав инициативной группы входили даже учащиеся 11 классов, которые первыми посетили Дом малютки на улице Фучика города Казани, и были не только организаторами этого дела, но и сами активно посещали маленьких детей, ставили спектакли, играли с детьми и вместе с ними учились состраданию и милосердию. Общая победа для них – это общие положительные эмоции от встреч с маленькими друзьями, это общие радости от улыбок на лицах своих друзей, это общее чувство ответственности от того, что ты знаешь, что тебя и ждут и ты должен прийти. Общая победа – это вклад каждого участника в одно важное и значимое для всех дело. Эффективность предложенного проекта невозможна без доверительных отношений между членами группы, и потому победой можно назвать и сплоченность группы, и дружеское уважительное отношение ко всем, кто рядом.

Проект «Собачий приют» собрал детей неравнодушных к животным.

Реализация этого проекта проходила по той же заданной схеме:

- самостоятельное предложение этого проекта детьми;

- личное желание каждого участвовать в этом проекте;

- определение инициативной группы, взявшей на себя ответственность за реализацию всего проекта;

- планирование деятельности каждого участника группы;

- определение сроков исполнения;

- описание конкретных действий (шагов) по реализации социально-значимого проекта;

- презентация результатов (общей победы);

- самоанализ участия в этом проекте (волонтерской деятельности).

На протяжении всего участия в реализации социально-значимой деятельности важно осознание учащимися того, насколько это действительно их личное желание, какие чувства они испытывают в процессе волонтерской деятельности, какие трудности (прежде всего свои внутренние, психологические) сопровождают их и как активная деятельность отражается на личном развитии (духовном, нравственном и моральном).

Проект «Протяни руку другу» - это пример волонтерской деятельности, которая формирует толерантность и миролюбие вместо агрессии и нетерпимости.

Этот проект прошел реализацию в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями при школе №78 г. Казани.

Действия учащихся проходили по схеме:

- сформировали группу тех, кто будет участвовать в этом проекте;

- определили удобное время организационных встреч;

- составили поэтапное планирование реализации проекта;

- предложили интересные мероприятия (встречи) с детьми, имеющими ограниченные возможности в опорно – двигательной системе;

- распределили поручения.

Это были первые шаги в организации деятельности. В этом проекте дети перед встречей написали ребятам из реабилитационного центра приветственные дружеские письма (так состоялось заочное знакомство детей друг с другом), затем посетили сам центр и в дальнейшем навещали его каждый четверг всего учебного года. Общение с детьми из реабилитационного центра стало личной потребностью каждого. Общая победа участников этого проекта – осознание того, что ты являешься другом для тех, кому необходимо твое общение; понимание того, что каждая новая встреча – это радость всех, кто ожидает этой встречи и для кого она по-настоящему важна. Общая победа – это когда все вместе испытывают одни и те же чувства. Невысказанные вслух, они понятны каждому, кто был участником деятельности в этом проекте.

Целенаправленная работа по организации волонтерской деятельности в рамках социально-значимых проектов решает важные развивающие, формирующие и обучающие задачи.

Общая победа, как результат такой деятельности, может являться этапом формирования команды, развития мотивационной сферы учащихся и жизненно важных психологических качеств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: