К методам основанным на издержках производства относятся:
-затратный метод
-агрегатный метод
-метод структурной аналогии
Затратный метод является наиболее распространенным в отечественной практике. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги (издержки плюс надбавка).
При этом, зависимости от вида продукции и цели
предприятия надбавка может быть фиксированной или дифференцированной.
Агрегатный метод применяется по товарам, состоящим из сочетания отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной из унифицированных элементов, узлов, деталей (станки, оборудование, автомобили). Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов или изделий с добавлением затрат на их сборку или компоновку.
Метод структурной аналогии применяется в производственных сферах с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий, услуг или работ (ремонтные услуги, детали различных моделей).
Для того чтобы установить цену на новый вариант изделия, определяют структурную формулу цены по ее аналогу. С этой целью используют фактические данные о доле основных видов затрат в цене или себестоимости аналогичного товара. При этом можно использовать следующую формулу:
Цн (или Сн) = Зо.н../ Дз.о.н..
где: Цн. или Сн. – цена или себестоимость нового изделия, руб.
Зо.н. – абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия, руб.
Дз.о.н. – доля основного вида затрат в цене (или себестоимости) изделия.
Методы ценообразования, учитывающие качество и потребительские свойства продукции. В том случае, когда в цене важно учесть качественные параметры продукции используют параметрические методы ценообразования. К ним относятся: метод удельных показателей, метод регрессионного анализа, балловый метод.
1) балловый метод – используется для определения и анализа цен на такую продукцию, которая не имеет измеримых показателей качества значимых для покупателя (дизайн, комфорт, вкусовые и эстетические качества).
Цена определяется в два этапа:
- а) Определяется цена одного балла
где:
Ббi – балловая оценка i-го параметра базового изделия;
V1 – весомость параметра;
Ц1 – цена одного изделия.
- б) Определяется цена нового изделия
Цн = S(Бнi х V1) х Ц1
Где: Бнi – балловая оценка i-го параметра нового изделия.
2) Метод удельных показателей – используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия.
Удельная цена (Цуд):
Цуд = Цб / Пб
Где:
Цб – цена базисного изделия;
Пб – величина параметра базисного изделия.
Цена нового изделия (н):
Цн = Ц уд х Пн
Где:
Пн – значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
3) Метод регрессионного анализа – применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений.
Ц = f (х1, х2, …, хп)
Где:
х1, х2, …, хп – параметры изделия.
При этом могут быть получены различные уравнения (зависимости): линейное, степенное, параболическое и т.д.