Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции. Ее повышение не только обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли как за счет объема продаж, так и за счет более высоких цен.
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, позволяющих удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
Показателем качества продукции называется количественная характеристика или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели качества – это показатели, характеризующие качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
|
|
а) удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска;
б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
в) удельный вес продукции высшей категории качества;
г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции – показатели, характеризующие одно из ее свойств:
· полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
· надежность (долговечность, безотказность в работе);
· технологичность, заключающуюся в эффективности конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
· эстетичность изделий.
Косвенный показатель качества продукции – это показатель наличия брака. Брак делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск бракованной продукции ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
Косвенные показатели качества – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес рекламационной продукции, потери от брака и др.
Главная задача анализа качества продукции – изучить динамику вышеперечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины изменения показателей качества и оценить выполнение плана по уровню качества продукции.
|
|
Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы. Одним из них является балльный метод оценки, сущность которого состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, в результате чего, путем сравнения фактического и планового его уровня, находят процент выполнения плана по качеству.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:
а) отношением количества продукции 1-го сорта к общему количеству;
б) отношением общей стоимости продукции к возможной стоимости продукции по цене 1-го сорта.
Кроме того, выполнение плана по качеству продукции оценивается по удельному весу аттестованных изделий, удельному весу забракованной и рекламационной продукции.
Анализвлияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ТП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П) осуществляется по формулам:
∆ТП = (Ц1 – Ц0) Vк, (6)
∆В = (Ц1 – Ц0) VPП1, (7)
∆П = [ (Ц1 – Ц0) VPП1 ] – [(С1 – С0) VPП1], (8)
где Ц0 и Ц1, – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; Vк – количество произведенной продукции повышенного качества; VРП1 – объем реализации продукции повышенного качества.