Монастыри и монашество. Важнейшие канонические правила

Монах (греч.- уединенный). На Востоке монахов называли калугерами (добрыми старцами). Монашество - особое состояние в Церкви, в древности считалось таинством, не представляет 3-го, наряду с клириками и миря­нами, сословия, поскольку принадлежат либо к тем, либо к тем. Три обета - 1) по­слушание (с отречением от собственной воли), 2) целомудрие, 3) нестяжательность (с отреченим оот собственности). Корни монашества заложены в Евангелии: призыв к со­вершенству, отречение от мира, слова о скопцах (Мф. 19,10), бескорыстие и нестяжа­тельность - слова к юноше «продай имение твое...» (Мф.,19,21); ап.Павел к Коринфя­нам о женатых и неженатых. Ап. Иоанн был девственник, у древних писателей много свидетельств об обете девства. Начиная с III в. монахи стали уходить в пустыню, первые из них были отшельниками. Основатель пустынножительства - Антоний Вели­кий, киновии - Пахомий Великий в Фиваиде. Регламентация монашеского устава - Ва­силий Великий. В IV в. сильное распространение после Миланского эдикта. Чуть позже на Западе, на Британских и Ирландских островах, у кельтов, в Шотландии, Италии. Большая роль - Бенедикт Нурсийский (+ 543 г.). На Западе со временем - различия между монастырями по целям и строю жизни, так сложились ордена (церковно-просветительские, миссионерские, аскетические, благотворительные). Монастыри, управляемые аббатами, ректорами и т.д. объединяются в провинции, а те - подчинены генералу ордена, Первое соборное правило - IV Всел.Собор: против лжемонахов, о подчинении монашества епископу, о том, чтобы занимались своими собственными де­лами, исполняли обеты, а не вмешивались в церковные дела. Первоначально монахи не имели священников. Уже по Уставу Василия Вел. в каждом монастыре должен быть священ­ник из братии (пресвитер = иеромонах, диакон = иеродиакон). Позже - стали изби­раться в епископы. В РПЦ - только монахи, в Российской Империи монахи причисля­лись к духовному сословию. Хотя монахи, ставшие епископом, фактически отказыва­ются от послушанию (ибо теперь он пастырь и учитель) и нестяжания (ибо теперь управляет церк.имуществом). Епископ же не может принять монашество и остаться правящим. Монастыри оказали огромное влияние на Востоке, участвовали в догмати­ческих спорах. Особенно - иконопочитание, впоследствии даже наравне с епископами 130 иноков на VII Вс.соборе. Особая роль - Афон. Из монастырей выходили богосло­вы, гимнографы, особая роль монастырского устава. На Руси - при Петре и позже мо­настыри притеснялись, то разрешали постригать только на вакантные места, то запре­щали вовсе, то - только старых и больных. При Елизавете - несколько смягчено. Ека­терина II - секуляризация земель. XIX и XX - рост монастырей. После Революции -большой урон. В наст.время все монастыри - общежительные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: