Принципы – это правила, которыми руководствуются в любом виде деятельности, в том числе и в менеджменте. Они, как правило, отражают существующие черты экономической системы, в рамках которой действуют.
Так, в социалистической экономике, основанной на общественной (государственной) форме собственности на средства производства ведущими (основными) принципами были: плановость хозяйства, единство политики и экономики, демократический централизм, подчиненность индивидуальных интересов общим, использование экономических, моральных и социальных мер поощрения НОТ и т.д.
Менеджмент в условиях рыночной экономики базируется на следующих принципах:
- экономическое самоопределение личности, т.е. право каждого свободно распоряжаться своим наработанным потенциалом;
- право быть собственников всех видов имущества, принадлежащем индивидууму;
- экономическая свобода товаропроизводителя, широкой сети мер социальной защищенности.
Принципы менеджмента делятся на три группы:
- Общие и структурно-функциональные принципы управления производством.
- Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе (принципы управления людьми).
- Принципы, способствующие формированию личности менеджера- руководителя.
В числе принципов первой группы можно назвать: прибыльность, маркетинговый менеджмент, структуры управления (линейная, функциональная) плановости, научной организации труда, компьютеризации. Плановость в рыночной экономике основывается на экономической свободе товаропроизводителя и экономическом самоопределении личности. Принципы наученной организации труда, инноваций и структурных изменений основываются на законе рыночной конкуренции.
|
|
Вторая группа принципов связана с отношениями между руководителями различных рангов и членами производственных коллективов организации. Ориентация на человека является основой менеджмента. Стратегия взаимоотношений под общим понятием человеческого фактора (человеческих отношений) включает:
- партнерство между руководителем (менеджером) и руководимым им коллективом;
- целевая установка на создание менеджером лучших условий труда;
- делегирование полномочий (децентрализация управления);
- отказ от привилегий;
- расширение сфер общения с подчиненными;
- экономические, моральные, социальные поощрения.
Партнерство – замену жестких отношений подчиненности отношениями доверия.
Делегирование (децентрализация) – передача прав подчиненным самостоятельно принимать решения на более низком уровне подчиненности.
Лучшие условия – создание хорошего микроклимата, сохранять социальные, моральные и культурные ценности на предприятии.
|
|
Моральные принципы лежат в основе повышения производительности труда.
Третья группа принципов связана с формированием личности и имеет большую социально-педагогическую значимость. Это базисная группа принципов в плане функционирования первых двух. Обеспечить выполнение первых двух групп принципов невозможно без хорошо подготовленного, обладающего соответствующими качествами руководителя. А поэтому принцип подготовки кадров в менеджменте имеет первостепенное значение.
Принципы 20-х годов ХХ столетия.
В Европейском направлении школ научного менеджмента, относящихся к III периоду развития науки управления – менеджмента, самой яркой фигурой, разработчиком школой научного менеджмента А.Файл в 20-х годах ХХ века. Он разработал 14 принципов менеджмента, за что американцы называют его отцом менеджмента. Эти принципы определили шкалу административного управления (ст. 22), где изложены эти принципы.
Принципы менеджмента в своём развитии имеют научное обоснование. В развитии научной управленческой мысли теории и практики эволюции принципов менеджмента выделяют этапы и периоды.
1 период – древний. Истоки его уходят примерно в 9-7 тысячелетие до новой эры, когда на Ближнем Востоке произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов, захват и порабощение) к получению продукта за счет производства. Одним из первых кто дал управлению характеристику, как особой сфере деятельности, был Сократ (470-399 г.г. до н.э.). Он провозгласил управление как принцип универсальности в производстве управления. Платон ((428-348 г.г. до н.э.) сделал попытки разграничить функции управления. Это период продолжался до XVIII века.
2 период – индустриальный (1776-1890 гг.). Наибольшая заслуга принадлежит А.Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику государя и государства. В это время сформировалась научная школа Р.Оэна. Он впервые акцентировал внимание в управлении на улучшение условия труда и быта рабочих.
3 период – период систематизации (1856-1960 гг.). Формируются новые направления, школы, течения, совершенствуется научный аппарат, меняются исследования и взгляды. То, что сегодня называется менеджментом, принадлежит этому периоду. Т.е. менеджмент становится как социально-экономическая наука управления. Возникновение фабрики как первого типа производства и обеспечение работой больших групп людей, индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей они выбрали лучших людей, обучали их и это были первые менеджеры.
4 период – информационный (1960 - по настоящее время). Появление данного периода связано с внедрением в управление математики и компьютеров. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, опираются на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа с субъективными решениями менеджера.