Контроль как функция менеджмента. Виды и задачи контроля

Управление рассматривается как непрерывный процесс целенаправленных действий. Потому что цели не всегда достигаются в предусмотренном виде. Поэтому для достижения целей применяется контроль. Контроль в менеджменте рассматривается как функция менеджмента, и представляет собой процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности, а также контроль – это процесс наблюдения за изменениями внешней и внутренней среды организации. В процессе контроля, на основе информации о текущих результатах деятельности сравниваются реально достигнутые и плановые результаты, что позволяет скорректировать деятельность организации на предотвращении его кризисного положения. Контроль также позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникают на пути достижения цели, и даёт возможность определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна. Объектом контроля выступают предприятия и организации. Внутри организации контролю подвергаются происходящие в них процессы или отдельные элементы системы. Субъектом контроля выступает контролирующее звено. Контроль осуществляют как государственные органы, так ведомственные и частные. Контроль способствует укреплению дисциплины и соблюдению законности. Благодаря ему, обеспечиваются единства решений и их исполнения, достижение поставленных задач, а также предупреждаются ошибки и недоработки.

Для осуществления контроля необходимо наличие: объективных и существенных контролируемых показателей; критериев, позволяющих классифицировать отклонение от показателей как существенные и опасные, либо как допустимые системы и процедуры контроля. Главными задачами контроля являются количественные и качественные оценки результатов работы организации, её подразделений и сотрудников с обязательным устранением выявленных отклонений.

По характеру воздействия на объекты контроля подразделяют виды контроля:

  • упреждающий контроль – направлен на предупреждение отклонений и сбоев от норм происходящих процессов;
  • результирующий контроль – констатирует полученные результаты. Тесно связан с функцией планирования. В этой связи по аналогии выделяют стратегическую, тактическую и оперативную формы контроля. Стратегический контроль необходим для оценки и регулирования деятельности организации с позиций достижения долгосрочных целей и установление взаимосвязей с внешней средой. Тактический контроль нацелен на анализ и выполнение тактических планов организации и её ключевых подсистем. В первую очередь оценивают показатели, отражающие внутреннюю среду организации: ресурсы, организационную структуру, культуру. Оперативный контроль обеспечивает наблюдение за выполнением оперативных работ и использованием методов избранных для реализации всех операций в организации. Его периодичность обусловлена процессом оперативного планирования. Выделяют 3 этапа оперативного контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ по трём видам ресурсам: человеческим, материальным и финансовым и их соответствие нормативам производства. Текущий, или производственный, контроль вед1тся по ходу выполнения всех этапов и процедур процесса производства. Он позволяет своевременно выявить проблемы и своевременно их устранить. Заключительный, или последующий, контроль осуществляется, после того как работа выполнена. Фактически полученные данные сравниваются с предусмотренными результатами.

Целями этого вида контроля являются установление правильности, законности и экономической целесообразности производимых работ и хозяйственных операций, скрытие недостатков и упущение в работе. При заключительном контроле формируется информация для учёта, если аналогичная работа будет повторяться в будущем. Этот контроль используется для мотивации труда.

Реализация контроля предусматривает 4 этапа. На 1-м этапе устанавливаются параметры, с которыми предполагается оценить деятельность (цели) на что ориентировалось предприятие. На2-м – измеряются достигнутые показатели работы, их соответствие стандартам, нормам и планам. На 3-м этапе сравниваются фактические результаты с плановыми показателями для установления отклонений и причин. На 4-м – производится окончательная оценка полученных результатов, которые могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Таким образом, контроль является главной задачей оценки работы предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: