Понятие и классификация управленческих решений

Решение – это выбор альтернативы. Управленческое решение – это элемент процесса управления.

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности менеджера в любой сфере: политической, экономической, личной жизни и т.д.

Ответственность за принятие особенно важных решений тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Возможные последствия решений могут затрагивать интересы не только одного человека или группу людей, но и коллективы, регионы, страны.

Отличительной особенностью или признаком управленческого решения является то, что оно принимается при наличии назревшей проблемы, т.е. в процессе выполнения той или иной задачи.

Задача принятия решения направлена на определение наилучшего способа (варианта) действий для достижения поставленной цели. А цель это идеальное представление результата деятельности.

Если фактическое состояние цели не соответствует желаемому результату, то возникают проблемы. Выработка плана по разрешению проблемы составляет сущность принятия решения. Т.о., управленческое решение служит средством разрешения проблем и представляет собой подфункцию функции управлении, элемент процесса управления.

Характерной чертой управленческого решения является достижение определенных целей. А принятие целей базируется на знании объективных законов, закономерностей функционирования и развития управленческих систем. Поэтому управленческие решения и процесс его принятия содержит в себе элементы науки, творчества и искусства и составляет теорию принятия решений. В концепции принятия решения ведущая роль отводится субъекту управления – руководителю.

В теории принятия решений выделяют такие основные направления исследований или особенности:

  • социально-политические или политические;
  • организационно-технологические;
  • психологические или социально-психологические.

Социально-политические особенности управленческих решений заключаются в их организационном воздействии на трудовые коллективы, отдельные регионы и общество в целом. Они обусловлены объективными условиями взаимосвязей экономических, социальных и политических факторов развития общества, комплексного охвата широкого круга общественных отношений. Это вызывает необходимость при решении производственно-технических и экономических проблем учитывать социально-политические факторы, т.е. настроение людей, уровень стабильности общества, межнациональные отношения.

Организационно- технологические управленческие решения основываются на следующих процессах.

Во-первых, выработка и принятие управленческих решений имеют технологию, которая является объектом оценки планирования и развития;

Во-вторых – это функция руководителя любого уровня;

В-третьих – научно обоснованная система принятия решений. Одна из совершенных моделей организационно-экономических систем управления, а именно – механической и естественной.

Механическая – первостепенное значение уделяет организации и технологии производства. А человека рассматривают как элемент организационной системы, выполняющий определенные функции и не имеющий социально-психологических качеств.

Естественная - основное внимание при этом уделяется социально-психологическим мотивам поведения членов организации.

В-четвертых - организационно-технологический подход к проблеме принятия решений позволил внедрить автоматизацию в технологический процесс подготовки и принятия решений, доведение их до исполнителей организации контроля за их реализацией.

Социально-психологические особенности включают понятия, что выявление, анализ, и определение целей их решения, могут выполнять только руководитель и специалисты, обладающие необходимыми знаниями и опытом. А также на эти процедуры влияют психологические особенности человека такие как: темперамент, характер, особенности познавательных психических процессов, информация о групповом и индивидуальном поведение людей в организациях.

Т.о. управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности, как основной вид управленческого труда, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Управленческие решения классифицируются по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в обстановке определенности, риска (неопределенности).

В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив.

В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

Существуют и другие критерии в классификации управленческих решений:

  • по сроку действия последствий решений: долго-, средне- и краткосрочные решения;
  • по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
  • по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
  • по форме подготовки: простые и сложные;
  • по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.

Структурированные предлагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же их может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.

Алгоритмические – предельно жестко регламентирование деятельность подчиненных практически исключают их инициативу.

Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленной перед организацией задачам.

Организационные решения можно разделить на две группы: 1) запрограммированные; 2) незапрограммированные.

В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения – это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу незапрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организации? Как улучшить продукцию? Как усовершенствовать структуру? и т.п.

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. По сути, процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом.

Подходы к принятию решений. В управленческой практике сложились два основных подхода к принятию решений: индивидуальный и групповой.

В рамках индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает централизация принятия решений. Имеется в виду, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров. Т.е при централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления.

При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня управления ответственный за принятие данного решения. В этом случае менеджеры высшего уровня управления, ответственный за принятия данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Этот подход защищает главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что ответственность и власть передаются работникам более низких уровней управления, что увеличивает эффективность принятого решения, ибо оно на прямую затрагивает их интересы.

При рассмотрении процессов принятия решений следует учитывать два момента:

1) принимать решения, как правило, сравнительно легко, но принять хорошее решение трудно;

2) принятие решения – это психологический процесс, поэтому не удивительно, что способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируется от спонтанных до высокологических. Отсюда можно утверждать, процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на суждения, и рациональный характер.

Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждения - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

Рациональное решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: