Характеристика основных и дополнительных типов (стилей) управления

Широкую известность получила двумерная классификация стилей руководства, разработанная американскими учеными Блейком и Моутки Дж. С. и названная таблицей ГРИД. Согласно данной классификации, стиль управления оценивается по следующим показателям: забота о производстве и забота о подчиненных и коллегах. Каждый показатель оценивается по девятибалльной шкале. Таблица ГРИД приведена на рис. 198.1.

Забота о людях   1,9               9,9
                   
                   
                   
          5,5        
                   
                   
                   
  1,1               1,9
                   

Забота о производстве

Рис. 198.1 - Таблица стилей управления ГРИД

Согласно данной таблице, различают следующие стили (типы) управления:

1. Стиль управления 9.1. Он характеризуется сочетанием высоких требований по достижению производственных результатов с низкой заботой о людях. Как правило, такой руководитель строг и требователен к подчиненным, принимает единолично решения, относится болезненно к критике со стороны подчиненных.

2. Стиль управления 1.9. Руководитель данного типа проявляет минимальный интерес и заботу о производстве и максимально заботится о людях, такой руководитель находит одобрение и поддержку со стороны подчиненных, он внимателен к людям, приятен в общении, доверяет подчиненным.

Стиль управления 1.1. Руководитель этого типа мало заботится о производстве и людях. Он занимает позицию стороннего наблюдателя, не форсирует события, не проявляет инициативу, непоследователен в своих действиях. Живучесть такого стиля управления объясняется тем, что «политика невмешательства» иногда устраивает как коллектив, так и вышестоящих руководителей.

4. Стиль управления 5.5. Этот стиль управления основан на сочетании заботы о людях и о производстве. Руководитель этого типа использует метод «кнута и пряника», сочетает критику с похвалой. Он всегда на стороне большинства.

5. Стиль управления 9.9. Отличительной чертой такого стиля является забота о производстве и о людях. Деятельность руководителя направлена на повышение заинтересованности коллектива в достижении высоких результатов труда. Руководитель такого типа, как правило, обладает высокой работоспособностью, стремится к нововведениям, уверен в себе, поощряет активное участие подчиненных в делах организации.

С момента зарождения менеджмента как науки проводилось немало исследований, чтобы выявить свойства или личностные характеристики так называемых эффективных руководителей.

В литературе по менеджменту нет общепринятой точки зрения по этой проблеме. Однако большинство исследователей считают, что эффективными менеджерами являются люди, обладающие высоким уровнем интеллекта, впечатляющей внешностью, честностью, здравым смыслом, инициативностью, уверенностью в себе и другими положительными качествами.

Эффективный стиль менеджера должен обладать следующими десятью качествами:

1) способность управлять собой. Для этого он должен поддерживать физическое здоровье (заниматься физической культурой, сохранять стабильный вес, обеспечивать баланс труда и отдыха, исключать вредные привычки); поддерживать психическое здоровье (изучать себя, вырабатывать способность сдерживать излишние эмоции, трезво оценивать неудачи, с пониманием относиться к людям, не одобряющим его деятельность, и терпеть нелюбовь к себе, справляться со стрессовой ситуацией); эффективно планировать и использовать свое время работы и отдыха;

2) разумное восприятие личных ценностей, разумное представление о том, что является важным и ценным в жизни. Перечень человеческих ценностей, как и личных качеств руководителя, не ограничивается какими-то рамками, однако можно выделить главные из них: здоровье, интересная работа, свободное время, возможности для самосовершенствования и роста, независимость, друзья, любовь, безопасность, деньги и богатство, статус, призвание, удовольствие.

3) целеустремленность. К сожалению, большинство людей не задумывается над смыслом своей жизни и деятельности. Такие люди не имеют конкретных целей, не планируют свою деятельность.

4) стремление к самосовершенствованию. Это качество во многом связано с потребностью личности в реализации своих потенциальных возможностей. Практика показывает, что сдерживающими факторами в развитии человеческого потенциала часто становятся:

  • влияние семьи (т. е. сформированные в детстве представления о ценностях, о себе и своих возможностях);
  • собственная инерция, в том числе капитуляция перед успехом;
  • преждевременное разочарование, связанное с неудачами на первых этапах деловой карьеры;
  • недостаток поддержки, враждебность окружающих, недостаточность ресурсов;

5) умение решать проблемы. В практической деятельности менеджера это означает умение:

  • использовать информацию;
  • эффективно планировать собственную деятельность; устанавливать четкие критерии для определения успеха;
  • применять научные методики решения проблем; управлять групповой работой на совещаниях;

6) изобретательность и способность к инновациям. Это одно из немногих качеств, которые являются врожденными, а не приобретенными.

7) умение влиять на окружающих. Это качество имеет важное значение в бизнесе. Основными из них являются одежда и внешность, осанка, поведение, умение вести разговор и слушать. Для менеджеров существенным фактором воздействия на окружающих, наряду с перечисленными, является умение давать четкие указания;

8) знание основ современного менеджмента и обладание практическими навыками их использования. Потребность в знании менеджмента обусловлена сложностью управления современным производством.

9) способность руководить. М. Вудкок и Д. Френсис понимают способность руководить, как умение выполнять основные управленческие функции: планировать, организовывать, контролировать, эффективно стимулировать;

10) умение обучать. Одной из важнейших функций менеджера в, современных условиях является обучение. Умение обучать персонал, обеспечивать эффективное продвижение кадров, эффективное стимулирование — одно из отличительных качеств менеджера. В этой связи следует отметить, что многие высшие менеджеры на Западе выступают с лекциями, проводят практические занятия в учебных заведениях. Это не только обеспечивает преемственность управленческой деятельности, но и является мощным стимулом для самосовершенствования самих менеджеров.

Развитие человеческих качеств имеет первостепенное значение для менеджеров. Первые четыре качества можно рассматривать вне зависимости от содержания деятельности человека. Эффективный менеджер — это прежде всего, личность, человек, а затем специалист.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: