double arrow

Постсоветский проект России, который строится на советском наследии, т.е. на учёте положительных сторон действительности


Евразийцы отрицали всё советское. Они были верующими («ничто не случайно»). Россия должна была пережить «эпоху сатанизма». Они видели, что коммунисты уже не те, не по Марксу. Вдруг в России появляются черты империи, власть – авторитарная, культ Сталина. Всё, что появилсь, нужно сохранить.

Актуальность евразийства в наши дни:

1. Евразийство не умерло вместе с физической смертью его основателей. Появились продолжатели, ученики, новые евразийцы. Гумилёв назвал себя посленим евразийцем, но в 90е гг., когда всё стало дозволено, появилась возможность читать труды евразийцев, некоторые были переизданы (Савицкий, Трубецкой, Алексеев). Современные представители: Дугин, Панарин, Юрасов; евразийское государство – Казахстан и президент – Назарбаев.

2. Евразийство оказало значительное влияние на советскую история России. «операция – трест» - роман, в котором можно узнать евразийцев. Через конкретных людей – влияние на историю. Евразийцы сумели ответить на вопрос: «Что есть русский человек?» На западе Россию изучают на факультете ориенталистики, считают нас азиатами. На востоке нас считают европейцами, но немного лучше. Русский человек сочетает в себе то, что невозможно. Русскость объясняют по-разному. «У нас и храмы, и грязь». Сочетание национализма и космополитизма. Достоевский: «В каждом россиянине борется бог и сатана». Согласно коммунистам – принципы коммунистического интернационала, объединение рабочих, в Европе тоже. В реальности, уже в 20 гг. большевики повернулись лицом к Азии.




3. Евразийство сейчас проявляется как многоликое, многофакторное явление. Идеи евразийства, выраженные в той или иной форме, можно найти в современной политической, культурной, научной жизни России.

Например, всем известный кинорежиссер Н.Михалков называет себя евразийцем, в 90е гг. в одном из интервью он сказал: « Россия не задворки Европы, а ворота в Азию. Русские в глубине души – евразийцы. Россия должна быть империей и монархией, она может возродиться как посредник между Европой и Азией». Об этом говорят и его фильмы. Яркий тому пример- «Сибирский цирюльник», где Европа угадывается в громоздкой неповоротливой технике, машине, стригущей русские леса.

Своего рода носителем умеренного евразийства является журнал «Евразия», главный редактор которого Баграмов. Здесь присутствует только описание событий, культуры, исследование различных процессов стран в пределах пространства Евразии без какой-либо идеологии.

Еще один представитель умеренного евразийства А.С. Фанарин. Он исследует феномен Российской цивилизации как самобытной евразийской страны. Видит в ней преимущества и относится к ней с большой симпатией. Все его исследования остаются в академических рамках филисофии.



Политизированное евразийство представлено А.Дугиным. Он считает, что только евразийская цивилизация способна спасти мир от американоцентризма. Оно-единственно возможная альтернатива.

Даже в речах президента России В.В.Путина появляются такие фразы: «Россия всегда ощущала себя евразийской страной; Россия имеет евразийский заряд». Правда произносится это не часто, только во время визита в Казахстан, где как известно евразийство является официальной идеологией.

Стоит еще упомянуть З.Бжезинского, американского геополитика, который в своей нашумевшей работе «Великая шахматная доска: Американская геостратегия и императивы» заявляет о необходимости держать под контролем Евразию как важного геополитического противника.

4. Распространение идей евразийства за пределами России. Это пространство СНГ и, в частности Казахстан, где с 1994 г. евразийство провозглашено официальной идеологией как внутри страны, так и во внешней политике. Нарсултан Назарбаев первым выступил с идеей создания Евразийского Союза стран СНГ. Правда, евразийство здесь несколько другого толка. Так Казахстан провозглашен стержнем евразийского пространства (классическое евразийство: стержень - Россия). Согласно новой казахстанской истории казахи являются древнейшим этносом, эффективно сочетающим европейские (кровь, культура, менталитет) и азиатские (присущие современному, быст-роразвивающемуся Азиатско-Тихоокеанскому Региону) черты. Это позволит «Казахстанскому барсу» выйти на международную арену к 2030 году.



В других станах СНГ отношение к евразийству не устоявшееся, часто даже негативное. Страны с тюркским населением отрицают свою причастность к России, отождествляя себя с мусульманским миром. Славянские страны отождествляют себя с Европой.

А.Дугин находит евразийство даже в Китае, Японии, Америке и Европейских странах.

Но вот Турции точно есть евразийство. Оно здесь двухплановое. Первое направление представлено журналом «Диалог Евразии, издающийся мировым сообществом (в редакции находятся 5 евроазиатских стран). Выходит он на турецком и русском языках. Согласно ему главными странами евразийского пространства являются Россия и Турция. Второе направление-ультранациональное, выраженное проектом объединения Евразии в рамках Бывшей Османской империи.

5. Евразийство подвергается яростной и активной критике со стороны различных политических сил. И это показательно.

Не принимают евразийство:

Коммунисты:за происхождение из белоэмигрантского движения.

Демократы: за ориентацию на Восток.

Русские националисты: за отрицание русского шовинизма, национализма (бакашевцы, лимоновцы выступают за Россию для русских, против инородцев, башкир, татар и др., а евразийцы выступают за симбиоз всех этих народов)

Исламисты: из-за их угрозы ассимиляции мусульман в Россию.

Хотя на самом деле Россия предоставляет беспрецедентные условия сосуществования православных и мусульман.

Антисемиты: за их терпимость, скорее даже доброжелательность к евреям, принятие иудаизма. «Без евреев евразийство будет не полным», -говорят евразийцы.

Сионисты: за включение евреев в российскую общность, а сионисты считают евреев особенными, выступают против взаимодействие.

Современная российская наука (нужно отметить, что она носит прозападный характер и базируется на демократических началах): за определение России как уникальной страны.

6. Внимание к евразийству на Западе, критическое, настороженное отношение. В 90-е годы возрождается евразийство. Марлен Ларьюэль, французский писатель в 2002 году публикует статью про евразийство, где пишет: «Евразийство - главная политическая идеология на постсоветском пространстве…Опасность состоит в том, что она может сыграть роль новой идентичности русских и тюркомусульман».

З.Бжезинский, консультант американских президентов по геополитике: «Геополитическая задача Америки раздробить Евразию на 5 частей».

7. На Западе, в т.ч. в Америке, появляется мода на Восток, которая сейчас вышла на уровень научных исследований и философского осмысления. Доказательство тому появление такого течения, как модернизм. Запад зашел в нравственный тупик, что выражается в приземленности духовных ценностей. Выход постмодернисты видят в возрождении этих духовных, религиозных ценностях при обращении к Востоку. Но первое заговорило об этом евразийство, которые с самого начала оценивали Восток как жизненно важное начало.







Сейчас читают про: