Евразийцы отрицали всё советское. Они были верующими («ничто не случайно»). Россия должна была пережить «эпоху сатанизма». Они видели, что коммунисты уже не те, не по Марксу. Вдруг в России появляются черты империи, власть – авторитарная, культ Сталина. Всё, что появилсь, нужно сохранить.
Актуальность евразийства в наши дни:
1. Евразийство не умерло вместе с физической смертью его основателей. Появились продолжатели, ученики, новые евразийцы. Гумилёв назвал себя посленим евразийцем, но в 90е гг., когда всё стало дозволено, появилась возможность читать труды евразийцев, некоторые были переизданы (Савицкий, Трубецкой, Алексеев). Современные представители: Дугин, Панарин, Юрасов; евразийское государство – Казахстан и президент – Назарбаев.
2. Евразийство оказало значительное влияние на советскую история России. «операция – трест» - роман, в котором можно узнать евразийцев. Через конкретных людей – влияние на историю. Евразийцы сумели ответить на вопрос: «Что есть русский человек?» На западе Россию изучают на факультете ориенталистики, считают нас азиатами. На востоке нас считают европейцами, но немного лучше. Русский человек сочетает в себе то, что невозможно. Русскость объясняют по-разному. «У нас и храмы, и грязь». Сочетание национализма и космополитизма. Достоевский: «В каждом россиянине борется бог и сатана». Согласно коммунистам – принципы коммунистического интернационала, объединение рабочих, в Европе тоже. В реальности, уже в 20 гг. большевики повернулись лицом к Азии.
|
|
3. Евразийство сейчас проявляется как многоликое, многофакторное явление. Идеи евразийства, выраженные в той или иной форме, можно найти в современной политической, культурной, научной жизни России.
Например, всем известный кинорежиссер Н.Михалков называет себя евразийцем, в 90е гг. в одном из интервью он сказал: «Россия не задворки Европы, а ворота в Азию. Русские в глубине души – евразийцы. Россия должна быть империей и монархией, она может возродиться как посредник между Европой и Азией». Об этом говорят и его фильмы. Яркий тому пример- «Сибирский цирюльник», где Европа угадывается в громоздкой неповоротливой технике, машине, стригущей русские леса.
Своего рода носителем умеренного евразийства является журнал «Евразия», главный редактор которого Баграмов. Здесь присутствует только описание событий, культуры, исследование различных процессов стран в пределах пространства Евразии без какой-либо идеологии.
Еще один представитель умеренного евразийства А.С. Фанарин. Он исследует феномен Российской цивилизации как самобытной евразийской страны. Видит в ней преимущества и относится к ней с большой симпатией. Все его исследования остаются в академических рамках филисофии.
|
|
Политизированное евразийство представлено А.Дугиным. Он считает, что только евразийская цивилизация способна спасти мир от американоцентризма. Оно-единственно возможная альтернатива.
Даже в речах президента России В.В.Путина появляются такие фразы: «Россия всегда ощущала себя евразийской страной; Россия имеет евразийский заряд». Правда произносится это не часто, только во время визита в Казахстан, где как известно евразийство является официальной идеологией.
Стоит еще упомянуть З.Бжезинского, американского геополитика, который в своей нашумевшей работе «Великая шахматная доска: Американская геостратегия и императивы» заявляет о необходимости держать под контролем Евразию как важного геополитического противника.
4. Распространение идей евразийства за пределами России. Это пространство СНГ и, в частности Казахстан, где с 1994 г. евразийство провозглашено официальной идеологией как внутри страны, так и во внешней политике. Нарсултан Назарбаев первым выступил с идеей создания Евразийского Союза стран СНГ. Правда, евразийство здесь несколько другого толка. Так Казахстан провозглашен стержнем евразийского пространства (классическое евразийство: стержень - Россия). Согласно новой казахстанской истории казахи являются древнейшим этносом, эффективно сочетающим европейские (кровь, культура, менталитет) и азиатские (присущие современному, быст-роразвивающемуся Азиатско-Тихоокеанскому Региону) черты. Это позволит «Казахстанскому барсу» выйти на международную арену к 2030 году.
В других станах СНГ отношение к евразийству не устоявшееся, часто даже негативное. Страны с тюркским населением отрицают свою причастность к России, отождествляя себя с мусульманским миром. Славянские страны отождествляют себя с Европой.
А.Дугин находит евразийство даже в Китае, Японии, Америке и Европейских странах.
Но вот Турции точно есть евразийство. Оно здесь двухплановое. Первое направление представлено журналом «Диалог Евразии, издающийся мировым сообществом (в редакции находятся 5 евроазиатских стран). Выходит он на турецком и русском языках. Согласно ему главными странами евразийского пространства являются Россия и Турция. Второе направление-ультранациональное, выраженное проектом объединения Евразии в рамках Бывшей Османской империи.
5. Евразийство подвергается яростной и активной критике со стороны различных политических сил. И это показательно.
Не принимают евразийство:
Коммунисты: за происхождение из белоэмигрантского движения.
Демократы: за ориентацию на Восток.
Русские националисты: за отрицание русского шовинизма, национализма (бакашевцы, лимоновцы выступают за Россию для русских, против инородцев, башкир, татар и др., а евразийцы выступают за симбиоз всех этих народов)
Исламисты: из-за их угрозы ассимиляции мусульман в Россию.
Хотя на самом деле Россия предоставляет беспрецедентные условия сосуществования православных и мусульман.
Антисемиты: за их терпимость, скорее даже доброжелательность к евреям, принятие иудаизма. «Без евреев евразийство будет не полным», -говорят евразийцы.
Сионисты: за включение евреев в российскую общность, а сионисты считают евреев особенными, выступают против взаимодействие.
Современная российская наука (нужно отметить, что она носит прозападный характер и базируется на демократических началах): за определение России как уникальной страны.
6. Внимание к евразийству на Западе, критическое, настороженное отношение. В 90-е годы возрождается евразийство. Марлен Ларьюэль, французский писатель в 2002 году публикует статью про евразийство, где пишет: «Евразийство - главная политическая идеология на постсоветском пространстве…Опасность состоит в том, что она может сыграть роль новой идентичности русских и тюркомусульман».
|
|
З.Бжезинский, консультант американских президентов по геополитике: «Геополитическая задача Америки раздробить Евразию на 5 частей».
7. На Западе, в т.ч. в Америке, появляется мода на Восток, которая сейчас вышла на уровень научных исследований и философского осмысления. Доказательство тому появление такого течения, как модернизм. Запад зашел в нравственный тупик, что выражается в приземленности духовных ценностей. Выход постмодернисты видят в возрождении этих духовных, религиозных ценностях при обращении к Востоку. Но первое заговорило об этом евразийство, которые с самого начала оценивали Восток как жизненно важное начало.