II.Исторические условия возникновения евразийства. Основные этапы

Толчком к развитию течения послужила октябрьская большевистская революция 1917-го года. Большевики стали вытеснять инакомыслящих и в 1922 году взялись за культуру, науку и т.д. Двумя пароходами, наполненными профессорами, деятелями культуры, бала отравлена за границу почти вся интеллигенция, элита России. Странно, что Ленин не приказал их выслать на каторгу или расстрелять, как постоянно поступали в то время. Существует версия, что Владимир Ильич, таким образом, хотел спасти элиту. Итак, большая часть эмигрантов осела во Франции и Германии. Все они были высокоинтеллектуальными, политически активными, поэтому вскоре стали образовывать многочисленные движения за спасение России. Их личная трагедия вместе с трагедией их Родины и переживания за нее и сыграли определяющую роль в появлении евразийства. Ф.Ницше: «Все гениальное рождается только в муках, счастливый человек не способен на творчество».

На Западе это совпало со временем кризиса либеральных ценностей и появлением новых идей традиционалистов Р.Генона, Эволы, которые и подготовили течения фашизма и национализма.

Возникновение евразийства связано с появлением в 1920 году брошюры «Европа и ичеловечество», написанная князем Н.Трубецким.

Основные идеи:

1. Критика Европейской цивилизации, культуры за объявление себя высшей, а всех остальных характеризующих как низшие, дикие, отсталые, исходя из идеи линейного прогресса.

2. Европа гордится своей передовой культурой, навязывание ее носит агрессивный характер.

3. Критика за навязывание западной культуры через технику и вооружение (как наиболее простой способ).

4. Многие страны вынуждены заимствовать западные ценности, чтобы сохранить свою собственную культуру, защититься от Европы ее же ценностями. Прежде всего усваивается техника, вооружение, форма общения(одежда, европейские языки, офранцуженная дипломатия), политические формы.

5. Все это приводит к тому, что неевропейские страны вынуждены растрачивать свои национальные силы на усвоение западной культуры, в результате они становятся отстающими и вырабатывается комплекс неполноценности. Внутри национальной культуры происходит раскол на свою и чужую, заимствованную культуры.

6. Выход в психологическом освобождении каждого народа от превосходства западной культуры и развитие собственной культуры. Все культуры равноценны. Нет культур отсталых и передовых.

7. В интересах своей культуры можно и нужно заимствовать чужую культуру, но обязательно адаптировать к своей.

Основные этапы:

I ЭТАП - 1921-1926 года

Петр Савицкий знакомится с работой кн. Трубецкого, предлагает сотрудничество, подключает других.

В 1921 году появляется 1-ый евразийский сборник трудов «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев»

В 1922 год - 2-ой сборник «На путях. Утверждения евразийцев». Позже еще три книги «Евразийский временник»

1926 год - пик развития. Движение наиболее многочисленное, устраиваются митинги, появляется программный документ «Евразийство. Опыт систематического изложения».

II ЭТАП 1926 г. - до сер. 1930-х годов.

Время кризиса и раскола на левое и правое течение.

ЛЕВЫЕ ПРАВЫЕ
В Париже В Праге
Лев Карсавин Н.Трубецкой, П.Савицкий
Необходимо не просто выдвигать евразийские идеи, а внедрять их в советскую действительность; необходимо идти на сотрудничество с СССР. Кн. Святополк Мирский организовал компартию, пытаясь изнутри подорвать советскую власть. Против сотрудничества с советской властью, выступали за самостоятельность евразийского движения под лозунгом третьего пути «Ни большевизм, ни царизм»

III ЭТАП 1930-е годы

Евразийкое движение затухает, левые себя окончательно скомпроментировали: для белых они стали советскими агентами, советская власть не верила им; правые ушли из политики, стали заниматься узкими профессиональными интересами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: