Неоевразийство

Неоевразийство возникло как идеологическое и политическое явление в этом контексте, став постепенно одним из основных направлений патриотического самосознания в постсоветской России, наряду (а подчас и вместе) с инерциальным советизмом (КПРФ, РКРП, "Трудовая Россия"), маргинальным монархизмом и смутным национализмом (ЛДПР).

IV. Этапы развития неоевразийской идеологии и побочные течения

1 этап (1985-90 гг.): "правое неоевразийство" в русле национал-консервативного течения

На этом этапе стало складываться «правое евразийство», в контексте некоммунистических патриотических кругов. В полемическом поле той эпохи данные направления были «демонизированы» либерал-реформаторами и не поддержаны коммунистическим истеблишментом. Отношение к этим группам со стороны властей и СМИ было подчас крайне негативным, поэтому их образ был сильно искажен. Вместе с тем, следует признать, что многие проекты этих групп, казавшиеся «экстремальными», были реализованы на практике в самом близком будущем и вполне политкорректными инстанциями. В конце 80-х бурю негодования вызывала, например, идея национал-патриотов о восстановлении Храма Христа Спасителя, о необходимости повсеместного восстановления церквей, о канонизации царской семьи, о возвращении дореволюционной церковно-монархической культуры и преподавании русской истории вне советской марксистско-материалистической традиции, о введении в армии должности «полковых священников» и т.д.. Такие «консервативные» тенденции единодушно клеймились и реформаторами, и советскими консерваторами как «черносотенство». И тем не менее, все это стало общепризнанным фактом в самое ближайшее время, хотя инерция демонизации групп, инициировавших данные предложения, сохранилась до сегодняшнего дня и отношение к ним явно необъективно.

В этом контексте становления «национал-консервативного» движения стали складывать первые группы «неоевразийцев».

1989 г. появляются первые неоевразийские публикации в журнале "Советская Литература" (А.Дугин "Конец пролетарской эры"), осуществля­ется издание альманаха "Континент-Россия" (1989), печатаются статьи А. Дугина "Континент-Россия", "Подсознание Евразии" и т.д.. Выход в Италии книги: A. Dughin "Continente Russia" (1989) в Испании A. Dughin "Rusia: Misterio de Eurasia" (1990).

В этот же период осуществлены первые публикации классиков традиционализма. В 1990 г. выходит 1-е издание "Кризиса современного мира" Р. Генона с развернутыми комментариями А. Дугина и книги А. Дугина "Пути Абсолюта" с изложением основ традиционалистской философии.

В этот период неоевразийство носит " право-консервативный " характер, близкий к историческим традиционалистам, с элементами православно-монархическими, "почвенно-этническими", с жесткой критикой "левой" идеологии.

На этом этапе с Дугиным «евразийство» разделяет Г.Джемаль, который позже откажется от этой позиции в пользу "исламизма". С Гумилевым (последние годы жизни) и его последователями прямых пересечений нет.

Этот период становления «неоевразийства» характеризуется преобладанием метафизических, философских, теоретических, религиоведческих исследований, лекций, публикаций. Основной акцент падает на традиционализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: