Этап (1991-1993гг.): неоевразийство сближается с патриотической оппозицией

Оказавшиеся в сложном идеологическом положении коммунисты-консерваторы срочно ищут эрзац-идеологию. После неудавшегося путча 1991 г. Зюганов сближается с Дугиным, а главный редактор «Дня» А. Проханов транслирует отдельные евразийские идеи Зюганову. Так постепенно складывается "красно-белая" оппозиция (уничижительно названная "красно-коричневой"). Она становится вначале идейной платформой "Фронта Национального Спасения", потом ложится в основу программы КПРФ. В качестве общего знаменателя, позволяющего осуществить такое сочетание идей, выступает именно евразийская парадигма.

В кругах неоевразийцев в этот период происходит относительный пересмотр "антикоммунизма", свойственного первому этапу неоевразийства и переоценка "советского периода" в духе исторических национал-большевиков («сменовеховцев») и "левых евразийцев".

В этот период выходит серия статей в патриотических газетах и журналах «День», "Наш Современник", "Советская Россия". Появляются первые публикации, посвященные геополитике (А. Дугин "Великая война континентов", 1992), сакральной географии, традиционализму, консервативной революции. Это было время бурного развития неоевразийства, множества публикаций, семинаров, лекций, круглых столов, симпозиумов, дискуссий и т.д. Вокруг неоевразийского направления, как вокруг непроявленной оси, выстраиваются серьезные политические проекты.

В Москву в эти годы приезжают теоретики европейских "новых правых" (А. де Бенуа, Р. Стойкерс, Ж. Тириар, К. Террачано, М. Бaттa-рра, К. Mутти и т.д.). Это консервативное направление современной европейской мысли оказывается в резонансе идейным поискам неоевразийцев. Европейские «новые правые» (в отличие от англо-саксонских) сочетают консервативные ценности с социальным динамизмом и авангардом, испытывают явные симпатии к левым моделям экономики, начисто лишены антикоммунизма, отличаются русофильскими тенденциями. Интенсивный диалог неоевразийцев с этими кругами существенно обогащает их концептуальный багаж, куда интегрируются современные геополитические, социологические, политологические, философские, религиоведческие, экономические теории, активно развиваемые в идейных лабораториях «европейских новых правых». Определенное влияние «новые правые» оказывают и на коммунистические круги (в совместных с ними семинарах участвуют Г.Зюганов, Е.Лигачев, В.Чикин и т.д.).

В это время Г. Джемаль отходит от неоевразийства, концентрируется на чисто исламистской политико-религиозной деятельности, становится активистом «Исламской Партии Возрождения» (развязавшей в Таджикистане кровавую гражданскую войну), вовлекается в «салафитские» («ваххабитские») круги на Кавказе.

Постепенно неоевразийство становится популярным в патриотической оппозиции и среди интеллигенции. Показательно, что в этот период осуществляется первая попытка пересмотреть евразийство в либерал-демократическом ключе. Ряд умеренных "демократов" пытаются выдвинуть проект "демократического евразийства" (Г. Попов, С. Станкевич, Л. Пономарев). Основанием для этого служит определенная путаница терминов - известный правозащитник А. Сахаров тоже говорил о Евразии, но не в философском, политическом и геополитическом смыслах, а в чисто географическом (он никогда не обращался к "евразийству" как таковому, так как был убежденным "атлантистом"). К понятию «Евразия» Саханов прибегал прагматически в русле своей антикомунистической деятельности. Поскольку полное разрушение СССР тогда казалось чем-то немыслимым, Сахаров призывал к тому, чтобы признать за СССР чисто территориальный, географический статус с параллельным отказом от советской идеологии. Никакого отношения к идейному евразийству первой половины XX века или к неоевразийству это не имело. «Демократические евразийцы» пытались использовать тот же самый ход мысли из опасения, что слишком быстрый слом советизма породит на постсоветском пространстве очаги радикального национализма и архаического консерватизма. Такой подход носил определенные «социал-демократические» черты. С этой же стороны к "демократическому евразийству" подошли и некоторые активисты Горбачев-фонда (в частности, Г. Шахназаров). Серьезного теоретического и практического развития эта линия не получает.

Показательно, что перед расстрелом "Белого Дома" в 1993 г. глава Парламента Р. Хасбулатов и глава Конституционного Суда (В. Зорькин) заявили в интервью газете «День» о том, что являются сторонниками именно «евразийства" (в смысле «Дугина-Проханова-Зюганова»).

О своем «евразийстве» говорят в этот период такие политики как О. Лобов, О. Сосковец, С. Бабурин.

В 1992-93 гг. осуществлен выпуск первых 3 номеров теоретического жеурнала "Элементы. Евразийское Обозрение", где закладываются теоретические основы неоевразийской теории, публикуются многочисленные материалы и переводы по геополтике, традиционализму, теориям «новых правых» и т.д.

Тогда же начинается преподавание геополитики и основ евразийства в высших учебных заведениях и на многочисленных семинарах и лекциях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: